11 февраля
Оксана Шолохова
6 801

Установлена связь между ограничением потребления калорий и состоянием здоровья

8.5

Ограничение потребления калорий уменьшает производство белка, ассоциированного с хроническим воспалением.

Ограничение потребления калорий позволило улучшить функционирование вилочковой железы / © Wikimedia Commons

В течение последних десятилетий было показано, что ограничение потребления калорий у мух, червей и мышей может увеличить продолжительность жизни в лабораторных условиях. Оставалось неясным, подтверждалась ли та же закономерность у людей. Однако последнее исследование, проведенное учеными из Йельского университета, подтвердило пользу от умеренного ограничения калорий для улучшения состояния здоровья, а также позволило выявить ключевой белок, ответственный за эти процессы.

В исследовании, опубликованном в журнале Science, приняли участие 200 испытуемых. В начале ученые определили базовое количество потребляемых килокалорий для каждого участника. Затем попросили часть людей сократить их потребление на 14%, в то время как остальные продолжали питаться как обычно.

Специалисты анализировали долгосрочные последствия ограничения калорий для здоровья в течение следующих двух лет. Предыдущие эксперименты, проведенные на мышах, показывали, что ограничение потребления калорий приводило к снижению маркеров хронического воспаления (их количество, в свою очередь, связано с количеством лишнего жира в организме). В связи с этим ученые также ожидали увидеть основные эффекты у людей, связанные с иммунным ответом и снижением маркеров хронического воспаления.

Команда сосредоточилась на исследовании работы вилочковой железы — одного из ключевых органов, поддерживающих работу иммунной системы и вовлеченных в продукцию Т-клеток. Исследовательская группа использовала магнитно-резонансную томографию (МРТ), чтобы определить, появились ли функциональные различия в работе вилочковой железы у тех, кто ограничивал потребление калорий, и у тех, кто этого не делал.

Как выяснилось, вилочковая железа у участников из группы с ограниченным потреблением калорий имела меньше жира и больший функциональный объем после двух лет ограничения потребления калорий. Ученые также показали, что их вилочковая железа производила больше Т-клеток, чем в начале исследования. Но при этом у участников, не ограничивавших потребление калорий, изменений в функциональном объеме вилочковой железы не выявили.

Ученые также сфокусировались на поиске конкретных генов, которые могут быть вовлечены в улучшение метаболического и противовоспалительного ответа. Они обнаружили заметные изменения в экспрессии генов жировой ткани: у группы, ограничившей потребление калорий, наблюдали снижение экспрессии PLA2G7, вырабатываемого иммунными клетками-макрофагами. Предыдущие исследования, проведенные на мышах, также показывали, что снижение экспрессии PLA2G7 положительно влияло на их здоровье.

В определенной степени результаты можно назвать прорывными: по мнению авторов работы, это открывает возможности для манипулирования уровнем экспрессии PLA2G7 у людей, что позволит получать преимущества для здоровья от ограничения калорий без необходимости снижать количество потребленных калорий.