Китайский термоядерный реактор достиг температуры в шесть раз выше солнечной — Naked Science
15.11.2018

Китайский термоядерный реактор достиг температуры в шесть раз выше солнечной

Ученые, работающие на экспериментальном сверхпроводящем токамаке в городе Хэфэй, объявили о достижении температуры в 100 миллионов градусов Цельсия.

artificial-sun-china-temperature-record1

Ранее в этом году маленькая точка в Китае на короткий срок пылала таким жаром, что позавидовало бы само Солнце. На этой неделе ученые объявили, что реактор экспериментального сверхпроводящего токамака (Experimental Advanced Superconducting Tokamak, EAST) в Хэфэй наконец-то достиг температуры, превышающей 100 миллионов градусов Цельсия, поставив рекорд для технологии термоядерного синтеза, и приблизил нас к новой эпохе в энергетике.

Получение огромных объемов энергии, испускаемых при объединении атомов, дело нелегкое. Для успешного объединения этих частиц необходимо либо сильно прижать их друг к другу, либо столкнуть на очень высоких энергиях. Институт физических наук в Хэфэй и Китайская академия наук показали, что такое столкновение реально.

Глубоко внутри Солнца водород сплавляется сам с собой на температурах выше 15 миллионов градусов Цельсия. В процессе также участвует сконцентрированная гравитация.

Электронная температура плазмы достигла более 100 миллионов градусов Цельсия на EAST в 2018 году / © EAST Team

Для достижения такого процесса на Земле необходима печь, которая примерно в семь раз жарче, чем в недрах Солнца. Затем нужно удерживать этот водородный бульон в одной точке достаточно долго, чтобы он мог производить энергию.

Если мы достигнем этого, результат будет невероятным. В отличие от ядерного деления, где избыточная энергия получается от распада крупных атомов на более мелкие элементы, термоядерный синтез и близко не производит столько радиоактивных отходов. Более того, в результате сжатия друг с другом изотопов водорода в основном получается гелий.

Ученые экспериментировали с разными технологиями, которые могли бы произвести достаточно тепла для достижения ядерного синтеза, что делает EAST всего лишь одним из учреждений, прощупывающих границы технологии.

Токамаки вроде китайского EAST используют магнитные поля, произведенные самой движущейся плазмой. Это делает ее менее стабильной, но позволяет физикам проводить более высокоэнергетические эксперименты.

С момента постройки в 2006 году реактор EAST называли «искусственным солнцем». И теперь, похоже, он действительно заслужил это звание.