Светящиеся жуки появились уже 99 миллионов лет назад — Naked Science
20 января

Светящиеся жуки появились уже 99 миллионов лет назад

4.6

Об этом свидетельствует находка биолюминесцентного насекомого мелового периода, прекрасно сохранившаяся янтаре и сделанная в Мьянме. Благодаря этому ученые смогут лучше понять эволюцию современных светлячков.

Cretophengodes azari, ископаемый биолюминисцентный жук, найденный в янтаре / ©oyalsocietypublishing.org

Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B. Биолюминесценция, то есть производство света живыми организмами, развивалась более 30 раз независимо на различных ветвях древа жизни, включая одноклеточные водоросли, рыб, морских кольчатых червей, насекомых и так далее.

Светлячки используют биолюминесценцию для того, чтобы отпугивать хищников, привлекать сексуальных партнеров, общаться или заманивать добычу. Но эволюционная история развития свечения у жуков была изучена плохо.

Художественная реконструкция самца и самки Cretophengodes azari в подлеске тропического леса мелового периода / ©royalsocietypublishing.org

Большинство современных биолюминесцентных жуков (порядка 2300 видов) относят к надсемейству полифагов Elateroidea. Это одна из самых разнородных групп жуков, предков которых сложно отследить, поскольку их различные морфологические особенности развивались независимо много раз в разных группах. Найденный предок этих жуков позволяет пролить свет на их эволюцию.

Кстати, о свете. Принято считать, что биолюминесценция изначально существовала лишь у личинок жуков — для отпугивания хищников. Однако сохранившийся светящийся орган на брюшке особи жука в янтаре, найденном на севере Мьянмы, показывает, что взрослые насекомые использовали «подсвечивание» уже порядка 99 миллионов лет назад (именно столько лет находке).

Насекомое отнесли к семейству Cretophengodidae, жившему в меловой период. Оно представляет собой вымерших родственников современных светлячков, а конкретно — ныне живущих семейств Rhagophthalmidae и Phengodidae (фенгодиды). Ученые описали и внешность найденного жука: он оказался самцом, имел большие, сильно выпяченные глаза, усики с 12 члениками, продолговатые надкрылья, почти полностью закрывающие «шерстяное» брюшко.

Длина тела составляла 7,3 миллиметра. Морфологически жук похож на современных фенгодид своей головной структурой (включая усики и серповидные челюсти) и формой переднеспинки, но есть и отличительные черты: например, иное положение брюшного фотического органа.