Палеонтологи описали окаменелости хищных «саблезубых» анчоусов эоценовой эпохи — Naked Science

Палеонтологи описали окаменелости хищных «саблезубых» анчоусов эоценовой эпохи

3.3

Около 45-50 миллионов лет назад моря населяли одни из ранних представителей семейства анчоусовых, обладавшие рядом острых клыков и саблевидным зубом, благодаря которому они загоняли в ловушку своих жертв.

Саблезубый анчоус
Саблезубый анчоус / © Joschua Knüppe

Окаменелости многих видов морских рыб относят к палеогеновому периоду (66–40 миллионов лет назад), в том числе останки хищных линий — с острыми зубами и колючими шипами. Примерно тогда же моря населяли и крупные «саблезубые» анчоусы, охотившиеся на других рыб. Именно их останки исследовала и описала международная группа ученых из Италии, Великобритании, США и Бельгии в статье, опубликованной в журнале The Royal Society.

Авторы работы изучили окаменелости двух древних рыб — вероятно, самых ранних представителей семейства анчоусовых из известных на сегодня. Одного из них обнаружили в 1977 году и прозвали Monosmilus chureloides — в честь чурела, уродливого вампира из мифов Индии, Бангладеш и Пакистана. Этот вид анчоуса достигал метра в длину и обитал 45 миллионов лет назад на мелководье у берегов современного Пакистана. Останки второго анчоуса — Clupeopsis straeleni — нашли в Бельгии еще в 1946 году. Длина его тела равнялась почти 30 сантиметрам, жил он в эпоху эоцена, порядка 50 миллионов лет назад.

При помощи технологии микрокомпьютерной томографии ученые выяснили, что оба морских обитателя доисторических времен имеют много общего с современными анчоусами. Но было и два удивительных различия: каждый из анчоусов не только превосходил своих потомков по размерам, но и обладал 16 клыковидными зубами, как у плотоядных, а также одним длинным саблевидным зубом в верхней части пасти. Судя по всему, их они использовали для охоты на других рыб.

Окаменелости Clupeopsis straeleni / © The Royal Society

«Clupeopsis и Monosmilus явно тесно связаны, потому что нет другой известной рыбы (живой или вымершей), которая имела бы такой же набор зубов: ряд крупных клыкообразных зубов на нижней челюсти, на краю верхней челюсти зубов нет. Когда рот был закрыт, он (саблевидный зуб. — Прим. ред.) простирался от верха до самого низа подбородка, — пишут авторы работы. — Трудно предположить их точное назначение. <…> Возможно, длинные зубы формировали своего рода ловушку или клетку, как у некоторых глубоководных рыб, или они могли быть использованы для нанесения ударов по жертве».

Черепная анатомия Clupeopsis straeleni. На рисунке е) показана визуализация левой полости с зубами. На f) показано место саблевидного зуба / © The Royal Society
Черепная анатомия Monosmilus chureloides / © The Royal Society

Сегодняшние анчоусы — мелкие рыбы, не превышающие 20 сантиметров в длину и сами служащие пищей для хищных рыб, дельфинов, кальмаров и морских птиц. Они обладают крошечными зубками, которые в основном используются для употребления в пищу планктона. Как предполагают палеонтологи, древние анчоусы могли эволюционировать, так как астероид, уничтоживший динозавров, погубил и многих морских хищников, предоставив возможность другим особям занять эту нишу.

«После массового вымирания знакомые нам рыбы столкнулись с совершенно странными эволюционными экспериментами. Большинство видов рыб, которые вы можете наблюдать в море сегодня, возникли в этот критический период», — говорит Алессио Капобьянко из Мичиганского университета. Ученые пока не могут ответить на вопрос, почему эти «саблезубые» рыбы не дожили до наших дней, однако они явно не походили бы на сегодняшних анчоусов.

Ранее ихтиологи впервые обнаружили рыбу, которая обитает на глубоководье и вынашивает потомство во рту, а «шагающих» акул признали новейшей эволюционной ветвью своего вида.