Какие профессии востребованы сегодня?
20 июня

Человеческое ухо развилось из рыбьих жабр

4.9

Международная группа ученых нашла доказательства того, что наше среднее ухо появилось из жабр рыбы.

Человеческое ухо развилось из рыбьих жабр / ©Getty images

Среднее ухо человека — часть слуховой системы млекопитающих, в свое время развившаяся из костей нижней челюсти и обеспечивающая преобразование колебаний воздуха в колебания жидкости, наполняющей внутреннее ухо. В среднем ухе человека находятся три крошечные вибрирующие косточки, которые и помогают передаче этих колебаний.

Эмбриональные и ископаемые данные показывают, что наше среднее ухо развилось из дыхальца — рудиментарного жаберного отверстия, сохранившегося у некоторых современных рыб. Полагая, что ранние позвоночные должны были иметь полные дыхательные жабры (то есть дыхальца), искали их между нижней челюстью и подъязычной дугой, но не находили.

Ученые из университетов Китайской академии наук (Китай), Уппсальского (Швеция) и Бристольского (Великобритания) нашли ключ к разгадке этой тайны в ископаемых панцирных галеаспидах (вымершем таксоне бесчелюстных морских и пресноводных рыб), обнаруженных в Китае. Свои выводы они представили в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

Окаменелость галеаспида возрастом 419 миллионов лет с полностью сохранившимися с жаберными нитями в первой жаберной камере / ©phys.org

Исследование провели на двух окаменелостях возрастом 438 и 419 миллионов лет из провинций Чжэцзян и Юньнань. Останки принадлежат вымершему роду бесчелюстных позвоночных — Shuyu, которых считают ключевым недостающим звеном, таким же важным, как археоптерикс, ихтиостега и тиктаалик.

Хотя череп Shuyu размером с ноготь, благодаря хорошей сохранности ученые смогли увидеть в нем мельчайшие детали, включая пять отделов мозга, жаберные нити, проходы черепных нервов и кровеносных сосудов. За каждым глазом галеаспида также обнаружили дыхальце, позволявшее ему дышать.

По мере эволюции многие виды, которые вышли на сушу, избавились от дыхальца, чтобы дышать через рот и нос. У ранних четвероногих дыхальца, вероятно, сначала развились в слуховую выемку, а позже превратились в ухо, став слуховым каналом, который помогает передаче звуков в мозг.