06.07.2023
Анна Новиковская
10 565

Ученые назвали причину, позволившую птицам пережить вымирание динозавров

5.7

В конце мезозойской эры все ближайшие родственники современных птиц вымерли, и теперь исследователи обнаружили, что причиной такой «эволюционной несправедливости» могли быть особенности птичьих перьев.

Многие динозавры выглядели как громадные птицы / © newscientist.com / Автор: Sycophanta Duccius

К концу эпохи динозавров на Земле жило немало птичьих родственников, часть которых была покрыта оперением и даже умела летать. Однако когда 66 миллионов лет назад планету настигло массовое вымирание, только птицы современного типа сумели его пережить.

Каким же образом предкам нынешних уток и колибри это удалось? На протяжении десятилетий ученые пытались найти ответ на этот вопрос, и теперь авторы нового исследования, опубликованного в журнале Communications Biology, указали на еще один важный фактор: особенности птичьей линьки.

Линька — крайне важный процесс в жизни любой птицы: поскольку перья состоят из жесткого белка и не способны самовосстанавливаться, для поддержания оперения в хорошем состоянии птице регулярно приходится избавляться от старых перьев и отращивать новые. Обычно взрослые птицы линяют раз в год, постепенно заменяя оперение и сохраняя способность летать, хотя есть и исключения: например, гуси и лебеди, которые могут спасаться от хищников на воде, сбрасывают старые перья почти одновременно.

Что касается ископаемых родственников птиц, то долгое время исследователи не могли сказать, каким образом они линяли. Для ответа на этот вопрос группе ученых из Филдовского музея естественной истории (США) пришлось обратиться к современным пернатым. Изучив около 600 шкурок разных видов птиц, ученые выявили закономерность: среди птиц с одновременной линькой найти шкурку с признаками активной линьки было почти невозможно, а вот среди видов, постепенно теряющих перья, таких шкурок оказалось немало.

Дополнительно изучив 92 окаменелости пернатых динозавров и примитивных птиц, ученые нашли признаки активной линьки лишь у нескольких образцов. Возможно, динозавры и примитивные птицы линяли реже, чем современные пернатые, или же были «приверженцами» одновременной линьки, которая лишала их большей части оперения и ограничивала подвижность. Находка ископаемых перьев птенца примитивной птицы подтверждает именно вторую гипотезу, и вполне возможно, что постепенная линька развилась после вымирания динозавров.

Найти признаки линьки у ископаемого животного непросто: например, у этого микрораптора на нее указывает зазор между маховыми перьями правого крыла (верхняя белая стрелка) / © wikipedia.org

Что же это означало с точки зрения выживания современных птиц во время массового вымирания? Ученые полагают, что именно «неправильная» линька могла обречь мелких пернатых динозавров и примитивных птиц на исчезновение с лица Земли. Поскольку при одновременной линьке значительно страдают теплоизоляционные свойства оперения и снижается мобильность животного, при резком сокращении доступных ресурсов даже сравнительно короткая линька (у современных уток она занимает пару месяцев) могла обречь целый вид на вымирание.

Однако стоит отметить, что общая картина выживания птиц в конце мезозойской эры могла быть намного сложнее. Как уже писал Naked Science, ведущей причиной выживания современных пернатых мог быть другой фактор: отсутствие у них зубов, резко ускорявшее эмбриональное развитие и высиживание яиц. За счет этого птицы были способны успешно размножаться даже тогда, когда другие динозавры, вынужденные до полугода инкубировать свои яйца, гибли от нехватки пищи в местах гнездования.