Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Виртуальная реальность vs шизофрения: новый метод в лечении болезни
В Институте физиологии имени И. П. Павлова разрабатывают новые способы борьбы с шизофренией — одним из самых распространенных психиатрических заболеваний.
В этому году исполняется 170 лет со дня рождения первого русского нобелевского лауреата Ивана Петровича Павлова. В 1925 году он основал первый в России научный городок в деревне Колтуши, в 10 километрах от Санкт-Петербурга. С того времени прошло чуть меньше века, но сотрудники института до сих пор чтут наследие великого ученого и, как сам Павлов, стремятся внести вклад в улучшение жизни, создавая уникальные изобретения для помощи людям.
Светлана Муравьева, электрофизиолог, кандидат медицинских наук и сотрудник лаборатории физиологии зрения, совмещает медицину с активными научными исследованиями. Она много лет занимается изучением нарушений работы мозга врожденного и приобретенного характера, работала с пациентами с рассеянным склерозом, занималась разработкой методов ранней диагностики. В последнее время работает с пациентами с шизофренией и депрессией.
Мы пообщались со Светланой и выяснили, какие новые методы работы с пациентами с шизофренией сегодня существуют.
— Как можно заболеть шизофренией?
— Сегодня считается, что наиболее значимая роль в развитии заболевания принадлежит наследственному фактору, о чем свидетельствует целый ряд исследований. В семье пациента можно обнаружить похожие симптомы, даже если болезнь не отслеживалась врачами. Заболевание может проявиться как в детстве, так и после окончания школы, на первом-втором курсе вуза, когда умственные и эмоциональные нагрузки значительно увеличиваются.
Самая высокая заболеваемость шизофренией отмечается в подростковом и юношеском периоде, а также в возрасте 20-29 лет. С возрастом риск заболеть этой болезнью снижается.

Существует две категории пациентов. У пациентов первой категории в анамнезе может быть отягощенный период эмбрионального развития и осложненный период новорожденности. Из-за этого отстает умственное развитие ребенка, и в дальнейшем возникают проблемы с обучением и общением (обособленный образ жизни и замкнутость).
У второй категории беременность и период новорожденности протекает без особенностей, умственное развитие соответствует возрасту, нет проблем с обучением в школе. У этой группы первые проблемы с обучением и общением возникают после поступления в вузы и становятся более выраженными на втором курсе.
— Что такое шизофрения вообще?
— Шизофрения относится к эндогенным психическим заболеваниям, то есть решающее значение в развитии болезни имеют внутренние генетически обусловленные механизмы. При этой патологии в поведении пациентов выявляется рассогласование и нарушение мышления, эмоций и моторики.
Кроме того, страдают все сферы психической деятельности: восприятие, воля, интеллект и память. Наблюдаются нарушения взаимодействия пациента с окружающей средой. Отмечаются признаки аутизма, выраженные нарушения эмоциональной и волевой сферы, а также мышления. Такие проявления встречаются при простой форме шизофрении.
Однако картина шизофрении может более широкой и охватывать все виды нарушений психической деятельности. При электрофизиологических исследованиях и на функциональном МРТ выявляются нарушения обработки зрительной информации на различных ее этапах. При сканировании во время выполнения задачи выделяется большое количество неактивных зон работы мозга.
В своей работе нас интересует, главным образом, параноидная форма шизофрении, характерной особенностью которой являются слуховые галлюцинации – «голоса», в более тяжелых случаях – навязчивые, и бредовые идеи. Существует ошибочное мнение, что у пациентов наблюдается зрительные галлюцинации. Однако это не так. Зрительные галлюцинации встречаются при экзогенных болезнях (то есть болезнях, вызванных внешними причинами, не связанными с работой организма, — NS).
— Ваша работа скорее исследовательская или врачебная?
— Мне важно не только вносить вклад в науку, но и помогать пациентам, так как первая специальность у меня медицинская. Сейчас меня в большей степени интересует реабилитация пациентов — восстановление работы неактивных зон головного мозга.
— Какие методы лечения применяют сегодня?
— Лечение чаще всего носит симптоматический характер и направлено на подавление таких симптомов как иллюзии, галлюцинации, навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Цель медикаментозной терапии — добиться более продолжительной ремиссии. При раннем выявлении и не затяжном течении шизофрении используют атипичные антипсихотические препараты, позволяющие стабилизировать психику без грубых побочных эффектов.
Возможен подбор препаратов и дозировки для сохранения работоспособности пациента при регулярном приеме лекарств и наблюдении психиатра. Тогда становится возможной более продолжительная ремиссия. Такие пациенты могут работать и даже иметь семью. При прекращении лечения возможен рецидив – возврат симптомов. В настоящее время шизофрения является пожизненной болезнью и полностью не излечима.
— Шизофрению лечат только медикаментозно?
— Сегодня для восстановления мозговых нарушений пациентов используются не только медикаментозные методы, но и методы с погружением в виртуальную среду. Они позволяют интенсифицировать психотерапевтический процесс, предоставляя возможности, недостижимые при традиционных медикаментозных подходах.
Например, использование видеообратной связи позволяет пациентам «посмотреть на себя со стороны» и тем самым облегчить им коррекцию собственного поведения. В настоящее время уже получены результаты, свидетельствующие об эффективности применения виртуальной реальности для лечения фобий, тревожности и депрессии.
В основе методик с использованием виртуальной реальности лежит так называемый поведенческий подход, согласно которому целенаправленная деятельность пациента является эффективным регулятором его эмоционального состояния.
Более пяти лет назад в лаборатории Института физиологии имени Павлова мы разработали методику с использованием виртуальной реальности, которую мы активно применяем для лечения пациентов с шизофренией, а в последнее время и с депрессией, параллельно с лекарственной терапией.
— Что представляет собой ваше изобретение?
— В работе мы используем интерактивную виртуальную среду, имитирующую велопрогулку по ландшафтам с различным рельефом местности. Для имитации езды на велосипеде применяется кардиотренажер, который синхронизирован с большим жидкокристаллическим экраном. При этом видеоряд на экране синхронизирован с движением пациента.
Изображения представляют собой видео пейзажей, обработанных программным путем и по своим характеристикам близких реальным. В задачу наблюдателя входит как внимательный просмотр изображений, предъявляемых на экране, так и выполнение когнитивной задачи.
В частности, наблюдателю предлагается акцентировать внимание на отдельных элементах видео – для поиска или счета стационарных или движущихся объектов с определенными характеристиками (цветом, формой, положением в пространстве), например, машин или людей, или дорожных знаков. В течение процедуры осуществляется контроль за состоянием пациента.
При сравнении результатов, полученных только на фоне медикаментозного лечения и терапии в сочетании с нашей разработкой, у пациентов наблюдается более выраженное и быстрое уменьшение тревожности, патологической доминанты (то есть темы, которая волнует пациента в болезненной степени и подчиняет все его мысли и действия), улучшение структурированного мышления и эмоционального состояния пациентов.
Предположительно, это связано как с комплексным воздействием интерактивной виртуальной среды с пейзажем, так и с дополнительной активацией определенных систем мозга помощью когнитивной задачи. В результате активизируется работа раннее неактивных зон мозга. С одной стороны, происходит восстановления работы зрительной системы и ее когнитивных функций.
С другой — переключение с целей, связанных с болезнью (навязчивых идей) и погружение в виртуальную среду. Это обусловлено пластичностью головного мозга и способностью к восстановлению нейронных связей при условии стимуляции.
— Что происходит с человеком на тренинге?
— Курс состоит из 8-10 сеансов по 15 минут. Это оптимальное время для удерживания внимания пациента. В начале курса, на протяжении первых двух-трех сеансов, пациенты недостаточно сконцентрированы на задаче и плохо с ней справляются. По мере проведения тренингов концентрация внимания улучшается, пациенты начинают отслеживать практически все заданные объекты. Общее состояние пациентов также заметно улучшается.
Таким образом, медикаментозные методы сглаживают симптоматику, улучшают структурирование мышления, а курс тренингов активизирует работу мозга на протяжении всего пути обработки зрительной информации от сетчатки до затылочной коры. Происходит активизация кровообращения и обмена веществ, а благодаря физической активности выделяются эндорфины.
Контроль осуществляется до и после курса тренингов с помощью тонкого электрофизиологического исследования — регистрации когнитивных зрительных вызванных потенциалов. До процедуры обычно мы видим, что только некоторые зоны мозга активно работают, в то время как другие не активны. После тренингов происходит распределение активности мозга, то есть появляются новые зоны активности. Болезненные доминанты уходят на второй план.
Как правило, пациенты с шизофренией ограничены в пространстве: живут в комнате или палате, избегают выхода на улицу. Это приводит к отсутствию нормальной стимуляции головного мозга посредством зрительной информации и ее анализа. На наших тренингах появляется возможность выйти за пределы ограниченного пространства, а также переключиться с патологических мыслей, связанных с болезнью, на другие цели.
— Почему в таком случае не давать пациентам какие-то задачи на постоянной основе, чтобы они отвлекались?
— В домашних условиях возможна стимуляция, например, с помощью головоломок. В некоторых отделениях психиатрии пациентам предлагают собирать пазлы. Это отличное сочетание зрительной стимуляции и мелкой моторики.
В отделениях висят целые картины, собранные пациентами. Здесь самое главное, чтобы человек был настроен на выздоровление и относился серьезно к задаче. Но это возможно только при наличии критичности у пациента, когда он понимает, что он болен и ему нужна помощь.
— А можно просто уйти в работу с головой?
— Тут немного другая проблема. Люди, которые приходят ко мне, часто жалуются, что не усваивают информацию, внимания хватает на пять минут, дальше оно рассеивается. Человек забывает, что он делал, утрачивает свои навыки. Часто этим страдают люди с развитыми математическими способностями или программисты.
Учащиеся технического вуза сразу ощущают возникновение проблемы. Это проявляется во время учебы трудностью удерживать внимание, изучая технический материал. Такие пациенты осознают появление болезни и во время обращаются за помощью. Соответственно, прогноз более благоприятный.
— Где еще можно применить этот метод?
— Изобретение относится к восстановительной терапии и неврологии и может быть использовано в комплексной реабилитации пациентов с нейрокогнитивными расстройствами, например, шизофренией, депрессией, фобиями или черепно-мозговой травмой. Наши предварительные результаты показали, что для депрессии наш метод не менее эффективен, чем для шизофрении. Мы будем стремиться расширять сферу применения нашего изобретения.
Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Международная группа ученых провела необычный эксперимент. Исследователи взяли образцы фекалий у детей с разными типами темперамента и пересадили их крысам. После этого животные начали вести себя по-разному: те, кто получил микробиоту от активных детей, стали смелее и больше исследовали новое пространство. Это открытие намекает на то, что бактерии, живущие в кишечнике с детства, в какой-то мере способны влиять на формирование личности.
Обитающий в полярных районах Северного полушария гренландский кит (Balaena mysticetus) живет более двух столетий и почти не болеет раком. Секрет его долголетия оказался скрыт в клетках соединительной ткани, ответственной за заживление ран: при пониженной температуре в них активируется особый белок, усиливающий восстановление поврежденной ДНК.
Владельцы домашних животных нередко «очеловечивают» их и окружают заботой так же, как маленьких детей. Кажется, что такое внимание должно помочь питомцам прожить долгую счастливую жизнь и уберечь их от болезней, однако ученые заметили противоположный эффект. Его в новой книге описала международная команда ветеринаров.
Ученые из МФТИ разработали и предложили новую систему единиц для электродинамики, способную примирить два главенствующих, но исторически несовместимых подхода. Эта компромиссная система, названная авторами физико-технической (ФТ), сохраняет практическое удобство Международной системы единиц (СИ), используемой инженерами по всему миру, и в то же время отражает теоретическую стройность и симметрию гауссовой системы (СГС), предпочитаемой физиками-теоретиками.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
        Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
      Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
      Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
	        Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

  
  
  
  
  
  
  
  
Последние комментарии