• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30 октября, 13:01
Unitsky String Technologies Inc.
4
112

Белорусские инженеры избавили струнный транспорт от резонансных колебаний

❋ 4.4

В комплексах uST, где беспилотный транспорт фактически движется по натянутым струнам, возникают вынужденные и собственные колебания. При совпадении частот этих колебаний возможен резкий рост амплитуды. Это, в свою очередь, вызывает резонанс, который способен привести к ухудшению комфорта пассажиров и даже к повреждению самой путевой структуры. Чтобы решить эту потенциальную проблему, инженеры компании UST Inc. провели ряд исследований.

Рельсо-струнная путевая структура комплекса uST / © UST Inc.

Собственные колебания — это «естественные» режимы вибрации конструкции (натянутой струны между анкерными и промежуточными опорами) при отсутствии внешнего воздействия. Вынужденные — те, которые возникают под воздействием внешних факторов. Если частота внешнего воздействия совпадает с частотой собственного режима, то возникает резонанс.

К выводу уравнений колебаний струны / © UST Inc.

Специалисты компании UST Inc. провели исследование, опубликованное в «Вестнике Белорусского государственного университета транспорта: Наука и транспорт», о влиянии внешних факторов на вероятность возникновения резонанса в системе «струна — подвижной состав», в ходе чего выявили ряд основополагающих:

  • движение рельсового электромобиля по струне (масса, скорость, распределение нагрузки);
  • неровности путевого полотна (профиль, соединения, крепления опор);
  • ветровые нагрузки (продольные и поперечные силы ветра, воздействующие на подвижной состав и конструкцию);
  • сочетание вышеперечисленных факторов.

Риск резонанса не нулевой, но контролируемый

Инженерный анализ показывает, что сочетание множества факторов создает сложную картину. При одновременном воздействии разных нагрузок вероятность точного совпадения частот (внешнего и собственного колебаний) стремится к нулю, однако не исключена возможность частичного попадания в резонансный режим.

«Опрокидывание» резонансной кривой в нелинейном режиме колебаний струны при разных амплитудах вынуждающей силы (Fx < F2 < F3 < F4) / © UST Inc.

Авторы исследования подчеркивают: «При одновременном влиянии перечисленных факторов вероятность возникновения резонанса… стремится к нулю». Тем не менее основная задача инженеров — минимизировать эту вероятность и обеспечить защиту конструкции.

Как минимизируют резонансные эффекты в комплексах uST

1. Расчет собственных частот. Инженеры проводят анализ собственных циклов вибрации всей конструкции: струны, балок, опор и узлов крепления. Определяют основные режимы колебаний, их частоты и формы. Это позволяет заранее выявить потенциально опасные сочетания нагрузок.

2. Управление внешними воздействиями. Контроль профиля трассы и качества полотна снижает вынужденные колебания от движения состава. Также проектирование выполняется с учетом ветровой нагрузки: выбирается форма подвижного состава, ориентация трассы, коэффициенты деформации. В свою очередь, компенсационные устройства, такие как демпферы, натяжные устройства, распорки, снижают амплитуду колебаний.

Рельсо-струнная путевая структура комплекса uST / © UST Inc.

3. Инженерная защита и эксплуатационный контроль. Система мониторинга вибрации, автоматическое регулирование натяжения струн, профилактические осмотры — все это входит в эксплуатационный план, что позволяет заранее отслеживать рост амплитуд и исключать критические режимы.

Почему это важно

Рельсо-струнная путевая структура сочетает высокую жесткость и гибкость: предварительное натяжение струн, легкий подвижной состав, высокая скорость движения — все это делает ее чувствительной к динамическим воздействиям. В отличие от классических рельсовых систем, где вибрации чаще гасятся массивной конструкцией трассы и подвижного состава, эта структура более «чувствительная». Поэтому устойчивость к резонансу — одна из ключевых инженерных задач.

Кроме того, обеспечение комфорта пассажира (воздействие при ускорениях, отсутствие вибраций) напрямую связано с частотными характеристиками конструкции. Неверно рассчитанный скоростной режим может привести не только к дискомфорту, но и к ускоренному износу элементов.

Исследование, проведенное инженерами UST Inc., показывает, что даже такая технически совершенная система, как «струна — подвижной состав» не свободна от рисков возникновения резонанса. Но грамотный подход — расчет собственных частот, тщательное проектирование трасс, управление внешними нагрузками и эксплуатационный контроль — позволяет снизить вероятность появления резонанса практически до нуля. Это доказывает зрелость технологии и готовность комплексов uST к эксплуатации в городских условиях или в междугороднем транспортном сообщении.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Международная инжиниринговая компания, которая разрабатывает, проектирует, тестирует и эксплуатирует транспортно-инфраструктурные комплексы в эстакадном исполнении. Головной офис компании находится в Минске. UST Inc. располагает двумя демонстрационно-испытательными центрами – в Беларуси и Объединённых Арабских Эмиратах, производственным комплексом и конструкторскими бюро. Компания аккредитована в качестве научной организации в Национальной академии наук Беларуси и Государственном комитете по науке и технологиям, получила более 200 международных патентов на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
29 октября, 16:24
Юлия Трепалина

В последние годы содержание кошек дома без возможности свободного выгула все чаще преподносят как идеальную модель, которая ограждает дикую фауну от нападений и обеспечивает благополучие самих питомцев. Подобные утверждения в разных частях мира звучат от некоторых защитников природы и представителей властей. Однако группа ветеринаров из Австралии и Дании недавно раскритиковала такой подход. Ученые не спорят с тем, что кошки влияют на уязвимые экосистемы и что ограничение их свободы — действенная мера по смягчению этого эффекта. Тем не менее исследователи настаивают, что жизнь в изоляции для питомцев совсем не благо. Заявляющие обратное как минимум ошибаются, а в худшем случае намеренно вводят общественность в заблуждение.

29 октября, 08:57
Юлия Трепалина

Названия многих брендов несут ясный для потребителей смысл, но нередко в наименованиях присутствуют несуществующие, вымышленные слова. Специалисты в сфере маркетинга и бизнеса объяснили, какие преимущества может принести такой прием и за счет чего. Позитивный эффект также подтвердили в серии экспериментов.

30 октября, 09:39
Юлия Трепалина

Ученые в крупном исследовании сравнили состоящих в браке людей с детьми и без по общему уровню любви и трем ее составляющим, характеризующим физическое влечение, эмоциональную близость и намерение сохранять отношения.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

27 октября, 11:44
Илья Гриднев

Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.

25 октября, 10:40
Любовь С.

Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.

24 октября, 14:02
РТУ МИРЭА

В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
Glemt Gravkammer
5 часов назад
-
-1
+
Вы серьезно?! Это же вроде научпоп портал, а не вестник лохотронщика? Все более-менее адекватные люди знают, что контора Юнитского просто банальный баблосбор, ничего они не проектируют и не разрабатывают... Вы еще про мотор-колесо Дауюнова напишите, что оно весит меньше чем остальные)))
    Kanye
    3 часа назад
    -
    3
    +
    Glemt, регистрация ради одного коммента? Как же вас жизнь обидела.
    Matvei Mitovich
    2 часа назад
    -
    1
    +
    Glemt, давно лохотронщики стали в НАН наукой заниматься? может вы попутали что-то? почитайте сначала научные статьи, разработками. пол тычсячи инженеров задействованы... а вы вы потерялись во времени, кажется, обнулитесь
    Платон Ф.
    12 минут назад
    -
    0
    +
    Glemt, у вас регистрация сегодняшняя и уже такой эксперт)))... и все, кто так любит покритиковать струнный транспорт , тааак любят дуюнова вспоминать. а как просишь перечислить достижения струнного транспорта - так все молчат..
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно