В городских квартирах живет больше грибков, чем в деревенских домах — Naked Science
Васильев1 Сергей

В городских квартирах живет больше грибков, чем в деревенских домах

Несмотря на активное использование моющих, чистящих и противомикробных средств, типичная городская квартира заселена грибами гораздо гуще обычного деревенского жилища.

У горожан больше соседей, чем у жителей деревни; это касается и населяющих дом микробов. Невзирая на активное использование антибактериальных и противогрибковых средств, их число и разнообразие в городских квартирах оказывается выше, чем в сельских жилищах. Об этом Мария Домингес-Белло (Maria Dominguez-Bello) из Ратгерского университета и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Microbiology.

Знаменательный переход совершило человечество несколько лет назад: впервые в городах и мегаполисах стало проживать больше половины людей. Урбанизация оказывает разностороннее влияние на всю планету и каждого конкретного человека. Распространение многих инфекционных болезней снижается, зато другие, такие как астма или аллергии, встречаются все более часто. Отличается от «деревенской» и среда жилищ, включая микрофлору городских квартир.

Для ее изучения исследователи отправились в Южную Америку и собрали смывы в дикой природе, в деревенском доме, из домов в небольшом городке и в мегаполисе: от изолированного поселения в Амазонии до бразильского Манауса с населением более двух миллионов человек. Образцы собирали с предметов, кожи жителей и шерсти домашних животных, кроме того, фиксировалась информация о частоте уборки и использовании чистящих средств.

Чем более урбанизированной была среда, тем большее разнообразие химических веществ обнаружили ученые. В отличие от деревенских жилищ, в городских обнаружились следы медицинских и противомикробных препаратов. Чаще и больше встречалось в них остатков моющих веществ и средств личной гигиены, да и горожане сообщали об их использовании активнее жителей деревенской местности. Однако все эти препараты и усилия, похоже, имеют совершенно обратный эффект.

Домингес-Белло и ее коллеги показали, что в городских квартирах грибков обнаруживается больше, чем в деревенских, и их состав также разнообразнее. Возможно, именно активное использование противомикробных средств освобождает грибы от множества менее устойчивых конкурентов, позволяя процветать. Нельзя не отметить тот факт, что среда в городских квартирах в среднем более теплая и влажная, хуже освещена солнцем, воздух в них содержит больше диоксида углерода — словом, имеются все условия, которые так любят грибы.

По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, перспективный российский ядерный буксир «Зевс» займется поиском признаков внеземной жизни. Среди других задач — полеты к естественному спутнику Земли.