20.12.2019
София Жаботинская
12 217

Ученые разгадали тайну «паразитического гепатита»

Команда из монреальского подразделения Национального научно-исследовательского института определила роль ключевого процесса в цикле репликации вируса гепатита D.

Репликация вирусов гепатита D (показаны красным цветом) в клетках, в которых проходит процесс аутофагии (зеленые) / © Khabir, Labonte et al., Journal of Virology, 2019

Гепатит D, или гепатит дельта (HVD), — вирусное заболевание, от которого страдают, по различным оценкам, от 15 до 20 миллионов человек в мире. Он поражает людей, заразившихся ранее гепатитом В (HBV) или одновременно с заражением, или после него. Коинфекция гепатитом D вызывает более тяжелые поражения печени. При остром течении болезни его наличие повышает риски терминальной стадии печеночной недостаточности, а при хроническом — цирроза и злокачественной опухоли. Все это увеличивает вероятность летального исхода для пациента — а вирусным гепатитом D, по данным ВОЗ, страдает как минимум 5% всех больных гепатитом В.

Профессор Патрик Лабоне, возглавляющий исследование, объясняет, что вирус гепатита D — своего рода паразит. Чтобы инфицировать организм и выжить, он нуждается в вирусе гепатита В. При этом это паразит коварный: лечение, применяемое при гепатите В, для гепатита D неэффективно. «Это может показаться противоречивым, поскольку вирус не может выжить сам по себе. Фактически лекарства нацелены на определенный фермент для борьбы с гепатитом В, но лечение не полностью уничтожает вирус. HVD выживает нормально и может продолжать наносить повреждения», — объясняет профессор.

Ученые ищут способы лечения, которые помогут против обоих вирусов, и нынешняя статья — один из шагов на этом пути. Авторы работы впервые рассмотрели один из клеточных процессов, который обнаруживает такую связь двух видов вирусов гепатита, которую можно использовать для создания эффективного лекарства.

В статье, опубликованной в Journal of Virology, авторы выяснили, что между этими двумя вирусами есть нечто общее, способное стать их точкой уязвимости. И вирус гепатита В, и вирус гепатита D используют для репликации в ядре клетки хозяина организма один и тот же клеточный белок — ATG5. Этот белок необходим для так называемой аутофагии — процесса очистки клетки от своих отходов. Аутофагия в том числе должна быть способна уничтожать проникающих в клетку захватчиков. Однако многие вирусы, такие как гепатит С или грипп, приспособились и эволюционировали так, чтобы избежать этой опасности и, напротив, использовать аутофагию в своих интересах.

В организме хозяина вирус гепатита D окружен коконом из белковых антигенов гепатита B (HBsAg) / © IntechOpen

В исследовании канадские ученые впервые определили влияние аутофагии на вирус гепатита D и связали его с аналогичными жизненно важными процессами вируса гепатита В. Последующие работы будут направлены на поиск способов временного и точечного отключения процессов аутофагии для эффективного лечения гепатитов. Невозможно просто выключить этот процесс для всего организма, потому что он так же жизненно важен и для самого человека, как и для вирусов.

В более ранних исследованиях медики из Университета Глазго показали, что вирус гриппа и возбудитель ОРВИ являются «конкурентами», а коалы помогли ученым из Австралии и США выяснить, как ДНК защищается от ретровирусов.