16.09.2019
ТюмГУ
18 523

Ученые оценили токсичность антибиотиков широкого спектра действия

Специалисты ТюмГУ совместно с коллегами оценили токсичность фторхинолонов в отношении эмбрионов домашней птицы.

Ученые оценили токсичность антибиотиков широкого спектра действия

Бактериальные инфекции остаются серьезной проблемой в сельском хозяйстве. Они снижают жизнеспособность не только взрослых особей, но и молодняка, которые особенно чувствительны к патогенным микроорганизмам. И не в последнюю очередь это относится к цыплятам, смертность которых может достигать 70-80 % всего поголовья.

Проблема решается использованием антибиотиков широкого спектра действия. К их числу можно отнести фторхинолоны, которые сегодня незаменимы в терапии бактериальных заболеваний. Однако побочные эффекты использования фторхинолонов в ветеринарии мало изучены, и это накладывает ограничения на их практический потенциал.

Сотрудник X-BIO ТюмГУ Николай Анисимов совместно с коллегами из Университета ветеринарных и фармацевтических наук Брно (Чехия) оценил токсичность фторхинолонов в отношении эмбрионов домашней птицы. Авторы поставили серию экспериментов, в ходе которых выяснили, как влияют энрофлоксацин и марбофлоксацин, представители класса фторхинолонов, на организм куриных эмбрионов.

Сообщается, что энрофлоксацин и марбофлоксацин оказывали значительное влияние на развитие куриного эмбриона. Так, при обработке яиц фторхинолонами вылупляемость снижается в среднем на 40-50 %.

Если говорить о влиянии на другие системы, то отмечается, что как энрофлоксацин, так и марбофлоксацин достоверно повышали частоту сердечных сокращений эмбрионов. Как следствие, две трети яиц, обработанных фторхинолонами, вылуплялись на день раньше. Как утверждают авторы, общее количество сердцебиений, необходимых для эмбриогенеза, у таких эмбрионов было достигнуто раньше, чем в случае с контролем.

Помимо этого, были выявлены биохимические маркеры стресса, которые выражались через отклонения ряда показателей. Среди них — сниженный уровень белка на фоне повышенного уровня глюкозы и триглицеридов, а также, в случае с энрофлоксацином, двукратное увеличение содержания мочевины к мочевой кислоте. Отметим, что избыточное содержание мочевины нежелательно для организма, поскольку она является более токсичным веществом, чем мочевая кислота.

В заключении авторы говорят о том, что повышение осведомленности о токсичности фторхинолонов среди практикующих ветеринаров поможет в снижении соответствующих неблагоприятных эффектов у птиц.