03.03.2020
Редакция Naked Science
19 365

Ожирение сделало грипп опаснее и помогло его распространению

4.1

Мыши помогли понять механизмы, с помощью которых заражение вирусом тучных людей делает его опаснее для них самих и окружающих.

Вирусная частица, снятая под электронным микроскопом /© CDC, Frederick Murphy

Ученые из Детской исследовательской больницы Святого Иуды выяснили, как вирулентности возбудителя гриппа способствует избыточный вес особей в популяции и что именно к этому приводит. Статью о своем исследовании они опубликовали в журнале American Society for Microbiology.

Эпидемия ожирения представляет собой постоянно растущую угрозу общественному здравоохранению: сегодня 50% взрослого населения во всем мире страдают избыточным весом или ожирением. Это серьезный фактор, объясняющий в том числе статистику заболеваемости гриппом. Предыдущие исследования показали, что люди, страдающие ожирением, выдыхая, выделяют больше вирусных частиц, а также дольше выделяют патоген во внешнюю среду.

Предупреждая, что полностью экстраполировать результаты эксперимента на мышах на человека нельзя, исследователи отмечают, что вероятность аналогичных реакций очень и очень велика. Клетки схожим образом ведут себя в «жирной» среде, и, похоже, именно из-за этого люди, страдающие ожирением, не имеют хороших противовирусных реакций. Иммунный ответ дается с задержкой и притуплен.

Авторы работы предположили, что микросреда при ожирении способствует быстроте изменчивости штаммов гриппа. Чтобы проверить гипотезу, они заразили одним и тем же видом возбудителя этой болезни худых и тучных мышей, дав ему три дня на размножение в их организмах. Затем ученые извлекли образцы вирусов у тучных и худых грызунов и последовательно заразили патогеном от худых мышей, опять же, худых, а взятым от толстых — толстых. Через три дня у этих «промежуточных хозяев» тоже извлекли образцы вируса и повторили цикл еще раз. Таким образом, авторы смоделировали распространение эпидемии гриппа в человеческих обществах — в популяции с нормальным весом и в популяции с ожирением.

Оказалось, за время, которое возбудитель проводил в мышиных организмах, он успевал создать мутации. И вирусы, в итоге полученные от тучной популяции, были более вирулентными, чем те, от которых страдали обычные мыши. Когда клетки взаимодействуют с инфекционным агентом гриппа, организм в норме выдает интерферон-опосредованный ответ, чтобы остановить размножение и распространение вируса. Данные этой работы показывают, что этот экстренный ответ был ослаблен у мышей с ожирением. Увеличенное разнообразие вирусной популяции у мышей с ожирением коррелировало со снижением ответов на интерферон типа I, а лечение грызунов с ожирением рекомбинантным интерфероном уменьшало разнообразие патогена. В связи с этим авторы предполагают, что такие отсроченные противовирусные ответы, проявляющиеся при ожирении, могут способствовать появлению более вирулентной популяции возбудителя гриппа.

Исследователи в дальнейшем планируют изучить, как аналогичные процессы протекают у людей на уровне популяции. «Видим ли мы это увеличение вирусного разнообразия у людей, страдающих ожирением, в том, что они выделяют? Является ли ожирение одной из причин того, что мы сейчас каждый сезон видим так много вирусного дрейфа (изменение вирусных антигенов вследствие мутаций при репликации. — Прим. ред.), и того, почему мы должны постоянно обновлять наши вакцины?» — говорит главный автор работы доктор Стейси Шульц-Черри. Исследователи также будут анализировать происходящее у человека на клеточном уровне, чтобы воздействовать на сам возбудитель и продвинуть создание вакцин и возможных препаратов для терапии.