Новый метод диагностики рака показал, как пациенты отреагируют на иммунотерапию — Naked Science
Мария Кривоченко

Новый метод диагностики рака показал, как пациенты отреагируют на иммунотерапию

3.6

Международная группа исследователей нашла способ выяснить, будет ли иммунотерапия эффективной для пациентов. Это позволит медикам подбирать лучший метод лечения для каждого.

Клетка рака груди / ©Science Photo

Команда европейских исследователей в период с 2003 по 2017 год собрала образцы опухолевых тканей у пациентов с раком в больницах Великобритании, Испании и Франции. Затем ученые проанализировали взаимодействие раковых и иммунных клеток и определили иммунные контрольные точки, ответственные за противоопухолевые точки.

Биологи изучили одну из таких контрольных точек, содержащую два белка: PD-1 (присутствует в иммунных клетках, известных как Т-лимфоциты) и PD-L1 (присутствует в других типах иммунных клеток и на поверхности многих типов опухолей). Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Research.

Как правило, когда PD-1 соединяется с PD-L1 на поверхности иммунных клеток, запускается иммунная реакция. Но когда PD-L1 экспрессируется на опухолевых клетках, иммунный ответ блокируется и опухоль продолжает расти. В иммунотерапии ингибиторы прерывают взаимодействие между PD-L1 на опухоли и PD-1 в Т-клетке и восстанавливают противоопухолевую активность.

Ученые визуализировали связь PD-1/PD-L1 в образцах опухолей. Полученные данные использовали, чтобы создать инструмент iFRET, основанный на ферстеровском переносе энергии. Он определяет степень взаимодействия PD-1/PD-L1 в образцах раковой ткани, а также прогнозирует, насколько полезной окажется иммунотерапия. По словам ученых, он сработал как «химическая линейка», измеряющая межклеточное взаимодействие в диапазоне от одного до десяти нанометров.

В исследовании проанализировали только одну контрольную точку, а более полный анализ даст лучшее представление о том, как мы можем прогнозировать эффективность лечения рака. Авторы исследования считают, что iFRET возможно использовать для мониторинга других межклеточных белковых взаимодействий. К тому же он может быть полезен при диагностике разных заболеваний. Сейчас ученые разрабатывают другие способы поиска и анализа связей, ответственных за иммунный ответ и имеющих отношение к раку и методам его лечения.

«Сегодня решения о том, стоит ли продолжать лечить пациента ингибиторами контрольных точек, принимаются не на основе функционального состояния PD-1 и PD-L1, а того, есть ли они в биоптатах в принципе. Однако наша работа показала: гораздо важнее знать, что эти белки действительно взаимодействуют и, вероятно, влияют на выживание опухоли», — заключила профессор Бенафше Лариджани, руководитель работы.