Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Денис Гордеев
2 188

Астрономы предложили вернуться к идее Предельно большого телескопа на Луне

2.7

Он поможет нам больше узнать о тех временах, когда никаких галактик еще не существовало и лишь формировались первые звезды.

Графический концепт Лунного жидкостного зеркального телескопа, прообраза Предельно большого телескопа / ESO Supernova

Ученые из Техасского университета в Остине предложили воскресить концепцию, впервые предложенную более десяти лет тому назад. Речь идет о крупном телескопе, установленном на Луне. Свои соображения по поводу реализации этой идеи исследователи изложили в статье для издания Astrophysics of Galaxies.

«На протяжении всей истории астрономии телескопы непрерывно становятся мощнее, что позволяет нам исследовать источники [излучения] из более ранних космических времен — все ближе и ближе к Большому взрыву, — говорит один из авторов статьи Фолькер Бромм. — Будущий космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) покажет нам то время, когда галактики впервые сформировались». Однако теория предсказывает, что был более ранний этап развития Вселенной, когда галактик еще не существовало и формировались лишь отдельные звезды (так называемые звезды III населения).

Эти первые звезды нашего мира сформировались около 13 миллиардов лет назад. Они “рождены” из смеси водорода и гелия и, вероятно, в десятки или сотни раз больше Солнца. Исследование этих объектов выходит за рамки возможностей JWST. Чтобы их изучать, нужен более мощный и совершенный исследовательский инструмент.

Такой инструмент был впервые предложен в 2008 году исследовательской группой под руководством Роджера Эйнджела из Аризонского университета. Концептом, который назвали Лунным жидкостным зеркальным телескопом, заинтересовались в NASA. Однако тогда понимание того, что можно сделать в плане изучения самых ранних звезд, было слишком туманным, и проект телескопа, установленного на Луне, так и остался на уровне идеи.

Авторы новой работы утверждают, что сейчас настало время для реализации этих планов. Новый концепт получил название Ultimately Large Telescope — Предельно большой телескоп. Он будет иметь зеркало диаметром 100 метров и сможет работать автономно с поверхности Луны, получая энергию посредством солнечных панелей. Собранные данные телескоп будет передавать через спутник на лунной орбите.

Зеркало Ultimately Large Telescope будет жидким / Wikimedia Commons

Само зеркало Предельно большого телескопа будет являть собой большую чашу, наполненную жидкостью вроде ртути. Эта чаша будет вращаться непрерывно, чтобы поверхность жидкости имела правильную параболоидную форму и могла выполнять функции зеркала. Расположится телескоп внутри кратера на северном или южном полюсе Луны.

«Это ключевой вопрос [для астрономии], как начиналось звездообразование на раннем этапе космического развития, — говорит Фолькер Бромм. — Появление первых звезд знаменует собой переломный момент в истории Вселенной, когда изначальные условия, установленные Большим взрывом, уступили место процессу постоянного увеличения сложности, в итоге приведшему к появлению жизни и <…> существ вроде человека».

Ранее мы сообщали о том, что радиотелескоп FAST впервые зарегистрировал внегалактическое излучение нейтрального водорода, а один из крупнейших в мире радиотелескопов Аресибо продолжил разрушаться.