• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
05.07.2021, 19:00
Мария Азарова
3,1 тыс

Риск развития колоректального рака связали с нехваткой солнечного ультрафиолета

❋ 5.8

Сравнение данных по 186 странам показало, что недостаточное воздействие ультрафиолетовых лучей солнечного света связано с повышенным риском развития колоректального рака, особенно в старших возрастных группах и среди жителей Северного полушария.

Отдыхающие
Город Ялта на Черноморском побережье Крымского полуострова / © РИА Новости, Юрий Абрамочкин / Автор: Павел Сорокин

Колоректальный тип рака — третий по распространенности в мире: в 2018 году было зарегистрировано почти два миллиона новых случаев этого злокачественного новообразования толстого кишечника. По прогнозам экспертов, к 2030-му таких пациентов станет 2,2 миллиона, а 1,1 миллиона больных умрут. Среди факторов риска — ожирение, малоподвижный образ жизни, потребление продуктов с высоким содержанием мяса, жиров, калорий и клетчатки. 

Помимо этого, в числе параметров, повышающих вероятность развития колоректального рака, ученые выделяют пониженный уровень витамина D, который оценивают по концентрации 25-гидроксивитамина D в сыворотке крови. При этом его достаток определяют как потенциальный защитный фактор. Ранее исследования показали, что потребление 1000 МЕ витамина D в день на 50 процентов повысит шансы избежать этого онкологического заболевания, поэтому, по мнению специалистов, крайне важно следить за его статусом.

Напомним, что жирорастворимый витамин D имеет ограниченные источники в пище и преимущественно его можно получать благодаря воздействию ультрафиолетовых лучей солнечного света (UVB). Так, УФ-облучение (длина волны от 280 до 315 нанометров) стимулирует выработку превитамина D3 из 7-дегидрохолестерина (провитамин D3), присутствующего в эпидермальных слоях кожи. Затем, путем спонтанной изомеризации, он превращается в соединение холекальциферол, который уже переходит в активную форму витамина D посредством двухступенчатого гидроксилирования.

Предыдущие исследования подтвердили, что большинство пациентов с колоректальным раком имеют нехватку 25-гидроксивитамина D в сыворотке крови. Прогноз оказывался лучше у больных, у которых его было достаточно. Витамин D играет роль на всех этапах, защищая межклеточные щелевые контакты посредством регуляции белков кадгеринов: плотные соединения предотвращают разделение клеток и снижают скорость прогрессирования рака и метастазирования. Однако ученые не знали наверняка, коррелируют ли низкие уровни этого вещества напрямую с повышенным риском формирования опухоли. Показать эту связь взялись сотрудники кафедры анестезиологии Калифорнийского университета в Сан-Диего (США), результаты их работы опубликованы в журнале BMC Public Health.

Ученые анализировали, как соотносились глобальные уровни солнечного ультрафиолета в 2017 году и частота случаев рака прямой кишки в 2018-м среди жителей 186 стран, на основе визуализации данных искусственного спутника EOS Aura Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), а также базы Global Cancer с использованием инструмента Cancer Today.

Нехватка воздействия солнечного ультрафиолета — например, в странах Северного полушария — поначалу оказалась связана с более высокими показателями колоректального рака у людей всех возрастов: 0-14, 15-29, 30-44, 45-59, 60-75 лет. Но особенно выраженной она оставалась для старших возрастных групп после учета таких факторов, как пигментация кожи, ожидаемая продолжительность жизни, курение и тому подобное.

«Связь между оценками UVB и приблизительными показателями заболеваемости колоректальным раком не была статистически значимой в возрастных группах до 45 лет после поправки на коварианты. <…> Согласно моделям множественной линейной регрессии, обратная связь между смоделированным уровнем витамина D и приблизительными показателями заболеваемости была заметна у людей 60-75 лет и старше, а для 45-59-летних она была незначительна», — добавили ученые.

По их мнению, нехватка солнечного ультрафиолета снижает уровень витамина D, дефицит которого ранее уже связали с повышенным риском колоректального рака. В будущих исследованиях ученые планируют изучить, поможет ли корректировка дефицит этого вещества при опухолях, особенно в старших возрастных группах. «Хотя существуют неоднозначные доказательства этой обратной связи, целью нашей работы было учесть влияние возраста», — подытожили исследователи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
13 августа, 15:29
Татьяна Зайцева

Молодая женщина, возвращения которой из мертвых местное общество, по-видимому, сильно опасалось, имела скандинавские корни и поэтому могла считаться чужестранкой, предположили авторы нового исследования. Ученые также смогли установить много других интересных подробностей о жизни и смерти девушки.

12 августа, 20:52
Марк Чернов

Качественное дошкольное образование закладывает прочный фундамент успехов на долгие годы вперёд — вплоть до выпускного класса. Двадцатилетнее исследование показало, что дети, которые в возрасте четырех лет перед поступлением в школу посещали бесплатные государственные подготовительные классы, учатся существенно лучше сверстников, посещавших обычные детские сады с упором на простой присмотр или оставшихся на домашнем воспитании.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий