Найден способ облегчить болезненный выход почечных камней — Naked Science
София Жаботинская

Найден способ облегчить болезненный выход почечных камней

Комбинация двух препаратов, применяемая местно, может значительно ускорить лечение мочекаменной болезни.

Камни, извлеченные из почек
Камни, извлеченные из почек / Trends in Urology and Men’s Health

Ученые из Массачусетского технологического института и Массачусетского многопрофильного госпиталя разработали методику, которая могла бы сделать выход камней из почек более быстрым и не столь болезненным. Статья об их исследовании опубликована в журнале Nature Biomedical Engineering.

Мочекаменная болезнь — несмертельная, но крайне неприятная патология, которая возникает из-за нарушения обмена веществ. Камни образуются при осаждении кристаллов нерастворимых солей и могут вызывать приступы сильной боли, затруднения при мочеиспускании и общее ухудшение состояния. На разных этапах жизни от камней в почках страдают почти 10% населения Земли.

Иногда проблему решают хирургическими методами, но чаще всего пациентам назначают курс лекарств для расслабления мочеточника и самостоятельного выхода кристаллов, а также обезболивающие препараты. Однако большинство исследований не подтверждают клинической эффективности стандартных лекарств, назначаемых при подобном лечении.

Авторы работы подобрали комбинацию из двух препаратов, которые эффективно расслабляют стенки мочеточника — трубки, соединяющей почку с мочевым пузырем. Комбинированное лекарство вводится в организм при помощи катетера, а не принимается перорально. Такой вид лечения также облегчает введение в мочеточник стентов — упругих конструкций, которые предотвращают закупорку или разрушение мочеточника.

«Если взглянуть на то, как сегодня работают с камнями в почках, то с 1980 года методы практически не изменились, и есть довольно существенные доказательства того, что применяемые лекарства не очень хорошо работают, — говорит ведущий автор исследования Кристофер Ли. — Число людей, которым это [наше изобретение] может помочь, действительно впечатляет».

На первом этапе исследования ученые отобрали 18 препаратов, используемых для лечения патологий, связанных с сужением сосудов. Затем их действие проверили на клеточных культурах гладкой мускулатуры мочеточника человека, чтобы проверить гипотезу о том, что лекарства дают более выраженный эффект при непосредственной доставке к месту действия и с минимумом побочных эффектов. По итогам исследований были определены два наиболее эффективных препарата — нифедипин, используемый для лечения гипертонии, и ингибитор рокиназы, применяемый при лечении глаукомы.

Самое интересное, что комбинация этих двух препаратов показала более высокую эффективность. Эксперименты на свиньях показали, что при доставке комбинированного лекарства напрямую в мочеточник в кровотоке животных следы препаратов не обнаруживались. Это свидетельствует о том, что препараты оставались в слизистой оболочке мочеточника, не распространяясь по организму.

Исследователи собираются провести дальнейшие исследования, чтобы определить, как долго длится эффект расслабления мышц и какова эффективная доза для ускорения выхода камней. Сейчас ученые организуют собственную компанию, чтобы продолжить разработку технологии для возможного тестирования на людях.

В ходе предыдущих исследований ученые из США доказали безопасность донорских почек от больных с гепатитом C, а исследователи из Великобритании нашли генетическую мутацию, ответственную за рак почки у детей.