Найден способ облегчить болезненный выход почечных камней — Naked Science
03.12.2019
Полина Гершберг

Найден способ облегчить болезненный выход почечных камней

Комбинация двух препаратов, применяемая местно, может значительно ускорить лечение мочекаменной болезни.

Камни, извлеченные из почек
Камни, извлеченные из почек / Trends in Urology and Men’s Health

Ученые из Массачусетского технологического института и Массачусетского многопрофильного госпиталя разработали методику, которая могла бы сделать выход камней из почек более быстрым и не столь болезненным. Статья об их исследовании опубликована в журнале Nature Biomedical Engineering.

Мочекаменная болезнь — несмертельная, но крайне неприятная патология, которая возникает из-за нарушения обмена веществ. Камни образуются при осаждении кристаллов нерастворимых солей и могут вызывать приступы сильной боли, затруднения при мочеиспускании и общее ухудшение состояния. На разных этапах жизни от камней в почках страдают почти 10% населения Земли.

Иногда проблему решают хирургическими методами, но чаще всего пациентам назначают курс лекарств для расслабления мочеточника и самостоятельного выхода кристаллов, а также обезболивающие препараты. Однако большинство исследований не подтверждают клинической эффективности стандартных лекарств, назначаемых при подобном лечении.

Авторы работы подобрали комбинацию из двух препаратов, которые эффективно расслабляют стенки мочеточника — трубки, соединяющей почку с мочевым пузырем. Комбинированное лекарство вводится в организм при помощи катетера, а не принимается перорально. Такой вид лечения также облегчает введение в мочеточник стентов — упругих конструкций, которые предотвращают закупорку или разрушение мочеточника.

«Если взглянуть на то, как сегодня работают с камнями в почках, то с 1980 года методы практически не изменились, и есть довольно существенные доказательства того, что применяемые лекарства не очень хорошо работают, — говорит ведущий автор исследования Кристофер Ли. — Число людей, которым это [наше изобретение] может помочь, действительно впечатляет».

На первом этапе исследования ученые отобрали 18 препаратов, используемых для лечения патологий, связанных с сужением сосудов. Затем их действие проверили на клеточных культурах гладкой мускулатуры мочеточника человека, чтобы проверить гипотезу о том, что лекарства дают более выраженный эффект при непосредственной доставке к месту действия и с минимумом побочных эффектов. По итогам исследований были определены два наиболее эффективных препарата — нифедипин, используемый для лечения гипертонии, и ингибитор рокиназы, применяемый при лечении глаукомы.

Самое интересное, что комбинация этих двух препаратов показала более высокую эффективность. Эксперименты на свиньях показали, что при доставке комбинированного лекарства напрямую в мочеточник в кровотоке животных следы препаратов не обнаруживались. Это свидетельствует о том, что препараты оставались в слизистой оболочке мочеточника, не распространяясь по организму.

Исследователи собираются провести дальнейшие исследования, чтобы определить, как долго длится эффект расслабления мышц и какова эффективная доза для ускорения выхода камней. Сейчас ученые организуют собственную компанию, чтобы продолжить разработку технологии для возможного тестирования на людях.

В ходе предыдущих исследований ученые из США доказали безопасность донорских почек от больных с гепатитом C, а исследователи из Великобритании нашли генетическую мутацию, ответственную за рак почки у детей.