19.05.2020
София Жаботинская

Неясные перспективы: попытки создать средство против Covid-19 на основе кросс-реактивных антител могут оказаться бесплодными

Антитела из крови человека, переболевшего атипичной пневмонией в 2003 году, хотят использовать для создания средства против Covid-19. Однако в действенности подобного подхода есть сомнения.

антитела к covid-19
Есть ли смысл в попытках создать лекарство из кросс-нейтрализующих антител? / © Business Day

Вирус SARS-CoV-2 имеет определенные структурные сходства с другими коронавирусами: в частности, с возбудителем атипичной пневмонии SARS-CoV и вирусом ближневосточного респираторного синдрома. Это наталкивает исследователей на мысль о том, что антитела против более ранних патогенов можно использовать при создании эффективного средства для лечения Covid-19.

Группа ученых, в течение нескольких лет изучавшая структуры и вирулентность различных коронавирусов, сейчас тестирует в качестве такого средства моноклональные антитела под кодовым обозначением S309. Статья о работе исследователей опубликована в издании Nature.

S309 были выделены из крови человека, который в 2003 году заразился вирусом SARS-CoV. Авторы работы утверждают, что это антитело эффективно связывается с основным антигеном коронавируса — шипиковым белком, который помогает патогену связаться с клеткой и проникнуть сквозь ее мембрану. S309 распознает участок белка, который присутствует не только у SARS-CoV-2, но и у родственных ему вирусов, которые объединяют в подрод сарбековирусов.

Эффективность связывания моноклональных антител с коронавирусом пока проверена in vitro. Авторы исследования надеются, что S309 — само по себе или в комбинации с другими видами антител — станет основой для профилактики или постконтактной терапии Covid-19.

Однако описанный выше подход к поиску лекарства от коронавирусной пневмонии может оказаться бесплодным. В статье, которая опубликована в издании Cell Reports, утверждается, что кросс-реактивность антител (их способность связываться с антигенами близкородственных бактерий или вирусов) не обеспечивает перекрестной защиты от нескольких патогенов.

Авторы этой работы взяли образцы крови у 15 человек на различных стадиях развития инфекции (со второго по 22-й день со времени появления первых симптомов Covid-19). Антитела пяти больных, биологический материал у которых был взят не ранее чем на 11-й день после выявления первых признаков инфекции, демонстрировали кросс-реактивность к шипиковым протеинам как SARS-CoV, так и SARS-CoV-2.

Хотя антитела к SARS-CoV способны связываться с белками SARS-CoV-2, их способность к перекрестной нейтрализации оказалась низкой / © Mok, Wilson, Peiris et al., Cell Reports, 2020

Исследователи также проанализировали образцы крови, взятые у семи пациентов через три-шесть месяцев после заражения возбудителем атипичной пневмонии. Иммуноглобулины этих людей были способны связываться с белками SARS-CoV-2, хотя иммунная система пациентов конкретно с этим вирусом не сталкивалась.

Затем ученые провели исследования на культурах клеток, чтобы лучше понять, насколько полезной может быть перекрестная реактивность. Все образцы крови, взятые на 11-й день после появления симптомов или позже у пациентов, переболевших Covid-19, имели антитела, которые хорошо нейтрализовали частицы SARS-CoV-2 и препятствовали заражению. Но лишь в одном образце они оказались способны нейтрализовать более ранний вирус SARS-CoV, к тому же такая способность была выражена очень слабо.

Точно так же пять образцов крови от пациентов, инфицированных SARS-CoV, имели нейтрализующие антитела против этого вируса, но ни один не мог перекрестно нейтрализовать SARS-CoV-2. Дополнительные эксперименты на мышах подтвердили выводы ученых.

Таким образом, перспективы применения кросс-реактивных антител в качестве средства против Covid-19 остаются неясными. Не исключена возможность того, что в итоге такие иммуноглобулины способны обеспечить перекрестную защиту от вирусов в сложном организме, даже если не защищают клеточную культуру.

С другой стороны, они могут оказывать и противоположный эффект — так называемое антителозависимое усиление инфекции, при котором связывание вируса с не полностью нейтрализующими антителами усиливает его проникновение в клетки организма-хозяина. Дальнейшее изучение этого вопроса будет иметь решающее значение для разработки безопасного и эффективного универсального средства против коронавируса.