5 июля
Мария Кривоченко

Исследование показало, как раковые клетки «едят» себя, чтобы выжить

2.2

Эксперименты в лаборатории показали, что раковые клетки поглощают поврежденные участки мембраны. Это помогает им выживать, а также дает энергию и материал для новых клеток.

Лимфоцит атакует раковую клетку. Фото сделано при помощи сканирующей электронной микроскопии / ©Іс Science Photo Library

Команда исследователей из Датского онкологического общества обнаружила новый способ, с помощью которого раковые клетки восстанавливают опасные повреждения. Оказалось, для регенерации они прибегают к макропиноцитозу. Подробности работы опубликованы в журнале Science Advances.

Обычно клетки используют его для поглощения молекул извне. А иммунные клетки с его помощью «едят» инородные тела, такие как бактерии или вирусы. Раковые клетки используют макропиноцитоз для восстановления мембраны. Они «натягивают» целую мембрану на поврежденный участок, а оставшуюся ее часть разделяют на фрагменты и отправляют в лизосомы, где та расщепляется.

Таким образом раковые клетки получают возможность повторно использовать поврежденные мембраны в качестве источника энергии. Это полезно, так как они часто делятся и требуют много энергии и материала для новых клеток.

В лаборатории авторы работы воссоздали этот процесс. Они повредили мембрану раковых клеток с помощью лазера и запустили макропиноцитоз. Затем подавили процесс самовосстановления и расщепления поврежденных мембран — так раковые клетки умирали.

«Наши исследования дают знания о том, как выживают раковые клетки. Мы также показали, что раковые клетки умирают, если подавить макропиноцитоз. То есть этот процесс может стать мишенью для новых методов терапии», — рассказал руководитель исследования Йеспер Найландстед, сотрудник Датского исследовательского центра онкологического общества и Университета Копенгагена.

Работа продолжается: сейчас ученые исследуют, как раковые клетки защищают свои мембраны и что происходит после закрытия поврежденных участков. «Мы считаем, что первая заплатка немного грубовата и после этого требуется более тщательный ремонт. Это может быть еще одним слабым местом в раковых клетках, и именно это мы хотим изучить поближе», — заявила Стине Лауритцен Сендер, соавтор исследования.