Эксперименты на хомяках показали, насколько эффективно маски предотвращают распространение коронавируса

Главный вывод, который можно сделать из исследования: надевая маску на себя, ты в первую очередь защищаешь других.

Хомяки помогли подтвердить эффективность тканевых масок
Хомяки помогли подтвердить эффективность тканевых масок / © South China Morning Post

Гонконгские ученые сообщают, что им удалось получить весомое доказательство того, что ношение масок значительно снижает скорость распространения Covid-19. Работа, которую исследователи называют «первой в своем роде», показала, что темпы распространения инфекции воздушно-капельным путем благодаря маскам снижаются на 75%.

По словам авторов исследования, они хотели положить конец спорам об эффективности индивидуальных средств защиты. Необходимость закрывать лицо при пандемии оспаривалась и оспаривается многими специалистами, в том числе и сотрудниками ВОЗ. «Выводы [нашей работы] заключаются в том, что эффективность ношения масок против пандемии коронавируса огромна», — подытоживает сотрудник Гонконгского университета Юэн Квок Юн, один из авторов работы.

Самое необычное в этом исследовании — выбор участников эксперимента: ими стали хомяки. Рядом с каждой клеткой, в которой находился зараженный коронавирусом грызун, размещались три клетки со здоровыми хомяками. Вентилятор, установленный в помещении, создавал дополнительные потоки воздуха, которые повышали вероятность распространения вирусных частиц. Между клетками, в которых находились животные, сделали дополнительные перегородки из хирургических масок.

Юэн Квок Юн рассказывает о результатах работы / © South China Morning Post

Всего в опытах участвовали 52 грызуна. Были проведены три серии экспериментов. В первой из них защитный перегородки размещали на внутренней стороне клеток с больными хомяками, во второй — на внутренней стороне клеток здоровых животных. Третья серия опытов проводилась без дополнительных защитных барьеров между инфицированными и здоровыми хомяками.

В экспериментах без дополнительной защиты в течение семи дней заразились две трети здоровых хомяков (10 из 15 особей). При наличии тканевого барьера в клетке со здоровыми хомяками за неделю заразилась лишь треть животных (4 из 12). А когда дополнительная перегородка размещалась в клетках больных грызунов, то заразилась лишь одная шестая здоровых хомяков (2 из 12 здоровых на момент начала экспериментов).

Исследование также показало, что хомяки, инфицированные Covid-19 посредством прямой инъекции, имели более серьезные симптомы, чем те, которые заразились через перегородки. У последних наблюдались менее тяжелые симптомы, были слабее выражены гистопатологические изменения легких, а также заметно ниже вирусная нагрузка в тканях дыхательных путей.

Авторы исследования считают, что им удалось экспериментально подтвердить давно существующее предположение о том, что явно или потенциально зараженный человек, надевающий на себя маску, фактически защищает от инфекции других людей. Также ученые рекомендуют людям, которые устали от карантинных мер, потерпеть еще немного и пользоваться масками в публичных местах, невзирая на погодные условия и психологический дискомфорт.

Непонятен дизайн эксперимента. Почему в опытных группах было по 12 хомяков, а в контрольной -- 15? Не было ли подгонки? К сожалению, по ссылке не сам эксперимент, а лишь его презентация, поэтому нельзя посмотреть, что мешало добавить в опытные группы по 3 хомяка или исключить 3 хомяка из контроля. Но даже если принять, что всё было верно, то даже если взять максимально удалённые группы (контроль против масок на клетках с больными хомяками) и посчитать статистику (в данном случае применИм критерий Манна-Уитни, т.к. у нас признак дискретный, болен/не болен), то различие между ними недостоверно (для р=0,01). А если объединить обе опытные группы (во-первых, различие между ними недостоверно даже без всякого счёта, во-вторых, на презентации видно, что клетки стояли впритык, т.е. разница в расстоянии между занавеской внутри клетки с больным хомяком и внутри клетки со здоровым составит считанные проценты от общего расстояния между животными), то различие становится незначимым и при уровне р=0,05. В общем, попытка хорошая, но неудачная.
Sergey Egorov
Все, что его исследование доказывает, это то, что перегородки между людьми в общественных местах дают некоторую эффективность. Но не маски. Они не были надеты на хомяков, хомяки не дышали сквозь них активно, и у хомяков интенсивность дыхания меньше, чем у людей.
    Nadya NZ
    Утверждение "у хомяков интенсивность дыхания меньше, чем у людей" выдает в вас полного дилетанта. Не надо писать о том, в чем не разбираетесь.
      Sergey Egorov
      Да, я выбрал неверное слово. Правильно будет "интенсивность иная". При этом, глубина вдоха-выдоха и сила их у человека значительно выше, хотя частота вдохов и выдохов меньше.
    Правильно. Надо поймать несколько антимасочников и провести тесты на них. Посадить в одну комнату с активно кашляющим ковидником (они ж в ковид все равно не верят) и засечь время через которое ковид-диссиденты начнут просить прекратить эксперимент или хотя бы маски выдать.
      Sergey Egorov
      То есть, "поймкать" представителей ВОЗ, например? Вообще, если говорить о том, что НАДО, так это "не утверждать, что что-то работает, если нет подтверждений", а также "не пытаться продвинуть свою частную точку зрения, маскируя это под научный эксперимент". А в целом, у вас есть возражения по поводу сказанного мной, или просто хотите высказать презрение к тому, чье видение происходящего не совпадает с вашим?
        А чему тут собственно возражать? Ваше видение вы с ним и целуйтесь. Все равно антимасочников убеждают только штрафы да и то ненадолго.
          Sergey Egorov
          Убеждают в чем? В том, что, хотя "масочники" и не имеют НИКАКИХ подтверждений того, что маски защищают от ковида, они готовы просто штрафовать тех, кто с ними не согласен? Несмотря на то, что есть основания полагать, что защита, особенно, от масок степеней защиты вплоть до FFP2 (N95) ничтожна, если есть вообще? Несмотря на то, что есть вполне серьезные основания полагать, что маски могут ухудшить положение? Вопреки логике, имеющимся фактам и научному подходу? Ну так оно и понятно: религиозный фанатизм (а это именно он, фактически, имеется в наличии магическое мышление наподобие карго-культа и веры в талисманы) именно таков, что ж тут поделать.
            Людям которые гадят в лифтах тоже плевать на окружающих и установленные правила. Но те хоть не пытаются доказывать, что поступают правильно и хорошо, а у противников такого поведения "нет никаких аргументов" Да и и вреда от них меньше. Воняет, но не заразит никого.
              Sergey Egorov
              Вы отлично иллюстрируете мои тезисы. Вы даже не пытаетесь разобраться в вопросе, но априори полагаете, что "маски надо, маски защищают" и сравниваете тех, кто не ВЕРИТ в это, с "гадящими в лифте" и "плюющими на окружающих". Спасибо за иллюстративное поведение. Что ж, самоуспокоение вам маска точно принесет. А на их эффективность посмотрим по результатам указа мэра: так как очевидно, что количество заражений стало уменьшаться еще с начала мая (нынешнее снижение количества выявленных минус две недели инкубационного периода), то посмотрим, что будет в КОНЦЕ мая. Если темпы снижения так и будут идти по той же самой кривой -- эффективность масок околонулевая. И это будет ЛУЧШИЙ случай.
                Можно подумать вы тут первый со своими тезисами. Да уже третий как минимум и все нудят одно и то же. Ну идите и сделайте подарок первому встречному росгвардейцу. Расскажете наряду полиции, что нарушили режим потому что хомячки были без масок. Врать ведь и выкручиваться начнете. Мол порвалась маска или дома забыл. С постовыми дискутируйте. Есть распоряжение и вы обязаны его выполнять. Отменят, тогда хоть без трусов бегайте.
                  === Есть распоряжение и вы обязаны его выполнять. === Точно. Господин ПэЖэ велел всем пацакам надеть намордники и радоваться, о чём тут вообще можно дискутировать?!
                  Sergey Egorov
                  Не обязан. Читайте внимательно законы, и увидите, что это распоряжение ПО ЗАКОНУ не должно противоречить правилам, введенным на федеральном уровне, а следовательно, я не вправе подвергать свое здоровье и здоровье окружающих риску, нося маску. Законы у нас -- дырчатые и кашеобразные, это минус. Но и помогает избежать выполнения наиболее идиотских.
                    Ладно попробуем еще разочек. Вот с этого места поподробней. Как именно вы подвергаете себя и окружающих риску нося маску? Давайте отгадаю, грубо нарушая элементарные, понятные даже ребенку правила ее ношения? Лапаете за лицо каждые 5 минут? Разбрасываете где попало? Носите круглые сутки грязную?
                    Sergey Egorov
                    Отгадка хорошая. Но вам бы не пришлось ГАДАТЬ, если бы вы прочитали об озабоченности той же ВОЗ относительно того, как обычные, необученные и не имеющие в своем распоряжении больничных ресурсов граждане станут носить эти самые маски, а также посмотрели на то, как это и в самом деле происходит. Да, у людей нет возможности покупать каждый раз новую одноразовую маску, в итоге, ее носят днями и месяцами. Да, люди, не привыкшие к маске, не умеющие ее подогнать, поправляют ее с завидной регулярностью (а плохого качества маски и подогнать не удастся), а то и просто носят неправильно, под носом, под подбородком (вообще не работает, да...), надевая только перед магазином или ОТ, руками в тех же перчатках, в которых шли. Или просто достают те перчатки из кармана, надевают их и в них уже надевают-снимают маску. И я не стану исключением, поскольку меня, в отличие от медицинских работников, не натаскивали на это дело пять лет учебы и еще сколько-то интернатуры. Я -- обычный человек с обычными реакциями. Помимо того, возникает эффект ложной защищенности, и люди подсознательно становятся беспечнее (доказанный эффект), начиная нарушать дистанцирование, которое и является ОСНОВНЫМ средством предотвращения заражения. Это все и является причиной, которую ВОЗ озвучила при своем "бессимптомным маски не нужны" указании. Дальше. При длительном, а тем более, неумелом ношении перчаток и масок под ними возникает среда, очень благоприятная для развития микроорганизмов. Длительность же индивидуальна, и зависит от того, насколько часто и сильно дышит человек, насколько сильно потеет и так далее. Таким образом, появаляется довольно большой риск получить на руках и на лице около рта и носа колонии микроорганизмов, которые невозбранно будут а) распространяться после снятия перчаток при прикосновениях, и б) попадать уже в концентрированном виде в дыхательные пути. Иммунитет, который их в малой концентрации спокойно подавляет, уже будет с бОльшим трудом делать это при концентрациях бОльших. Добавлю еще, что маска не просто висит на некотором расстоянии и служит барьером, о который ударяются капельки и стекают вниз, она прямо на лице, вы дышите СКВОЗЬ нее, активно проталкивая туда и сюда капли с вирусами, а вирусы те значительно меньше отверстий в масках хирургических и FFP1-2 (N95), и только степень защиты FFP3 может в какой-то степени уменьшить этот эффект. Риск развития респираторных заболеваний растет, а с ним -- и заражения других людей. Это что касается бессимптомных носителей. Также, для справки. Был эксперимент, в котором давали людям с ковидом кашлять в чашку Петри сквозь разные маски. Вирус найден был потом в чашке и на внешней поверхности маски -- во всех случаях. Также имеются данные о том, как проходило заражение ГРИППОМ в масках хирургических И FFP2 в госпитале в Австралии, 22-24 процента медработников заразилось, невзирая на то, какую маску они носили. Насколько я понимаю, этот процент близок к заражению гриппом медработников БЕЗ масок. А ковид -- не грипп, он вообще через любые слизистые проникает, через глаза, в том числе, и умеет через аэрозоль распространяться, к тому же, часть его вирионов МЕНЬШЕ, чем у гриппа. Сожалею, что получилась длинная полоса текста, но тут короче вряд ли удалось бы все это перечислить.
                    Вот и прекрасно. То есть вы в курсе как правильно носить маску. От чего ж не носите?
                    Sergey Egorov
                    То есть, вы так прочитали, по верхам? Не вчитываясь и не вдумываясь? Повторю: нет ни одного исследования, которое показало бы ее плюсы, есть исследования, ставящие их под сомнение, есть факты, показывающие ее минусы, которые превышают потенциальные плюсы. И есть мое понимание того, что я, не имея больничных ресурсов, специального обучения в течение десяти в совокцпности лет и больших денег в кармане, НЕ МОГУ гарантировать, что буду носить правильно и менять с достаточной частотой.
                    Вы пытаетесь доказать что дорогу _надо_ переходить на красный свет потому что даже на зеленом пешехода может сбить машина. И вы имеете право это делать потому что... бла-бла-бла. Ей богу честнее выглядит пенсионерка, которая говорит: "не хочу носить маску - мне в ней душно"
                    Sergey Egorov
                    Неверно. Я пытаюсь объяснить вам, что реальность отличается от идеальной сферической картинки в вакууме. И это никак не сравнимо с переходом на красный или зеленый сигнал светофора. Между тем, "мне в ней душно" -- одна из причин того, почему ношение маски увеличивает риск респираторных хаболеваний: увеличивается частота дыхания и сила вдоха. Подумайте над этим. Не говоря о нагрузке на сердце.
                    Если вы знаете как надо носить маску, минусы связанные с неумением не относятся не так ли? Отсюда мораль - вы просто пытаетесь найти оправдания своему нежеланию. Посему переубеждать вас бессмысленно. Для таких нехочух и придуманы законы. Чтоб не вступать в дискуссию с каждым нарушителем. Просмотрел бегло (есть чем заняться кроме этого) вашу портянку - чистой воды демагогия.
                    Sergey Egorov
                    Относятся. Одно дело -- теория, другое -- практика и подсознательно совершаемые действия. Назвать демагогией то, что не нравится, не предоставляя опровержения -- один из признаков отсуотствия знаний и желания их приобретать. Что ж, вот я и говорю: вы веруете, а если факты не соответствуют вашей вере -- тем хуже для фактов. Карго-культ плюс магическое мышление. Еще раз спасибо за иллюстративность.