03.08.2020
Денис Гордеев
10 438

«Древний» иммунитет повлиял на тяжесть симптомов Covid-19

6.0

Гиперактивация системы комплемента приводит к более тяжелому течению коронавирусной инфекции.

коронавирус
Врач проводит процедуры с пациентом, зараженным коронавирусом / ТАСС / Автор: Ольга Кузьмина

Исследование, проведенное учеными из Колумбийского университета в Нью-Йорке, показало, что один из самых древних в эволюционном плане компонентов нашей иммунной системы может влиять на тяжесть симптомов коронавирусной инфекции. Статья об этом опубликована в Nature Medicine.

Речь о так называемой системе комплемента — каскадно функционирующем комплексе протеолитических ферментов крови, участвующих в иммунном ответе. На ее эволюционную древность указывает тот факт, что отдельные компоненты системы комплемента обнаруживаются даже у низших животных, таких как стрекающие.

Авторы исследования выяснили, что мутации в определенных генах этой системы, а также в некоторых генах, отвечающих за свертывание крови, напрямую связаны с тяжестью протекания Covid-19. Такая связь дает возможность предположить, что существующие лекарства, ингибирующие комплекс ферментов системы комплемента, способны помочь в лечении пациентов с тяжелым течением коронавирусной пневмонии.

Каскад ферментов системы комплемента / Wikimedia

Идея изучить роль комплемента и коагуляции возникла в процессе обширного исследования вирусной мимикрии. «Вирусы содержат белки, которые могут имитировать определенные белки хозяина и обманом заставить его клетки помочь вирусу завершить жизненный цикл», — объясняет суть этого явления Саги Шапира, один из авторов статьи. Исследование показало, что коронавирусы (к которым относится и SARS-CoV-2, возбудитель Covid-19) активно используют для своих нужд как раз протеины систем комплемента и коагуляции.

Белки SARS-CoV-2, маскируясь под компоненты этих систем, приводят их в гиперактивное состояние. Из этого ученые сделали вывод, что люди с гиперактивным комплементом, а также общими нарушениями свертываемости крови должны быть более восприимчивы к коронавирусной инфекции. Чтобы подтвердить свою гипотезу, авторы исследования обратили внимание на пациентов с Covid-19, которые также страдали от возрастной макулярной дегенерации (хронического заболевания сетчатки глаза, которое связано с дисфункцией системы комплемента) и испытывали проблемы со свертыванием крови, выражающиеся в тромбозах и кровоизлияниях.

Среди 11 тысяч пациентов с Covid-19, поступивших в медицинский центр Колумбийского университета в Ирвинге, скончались в итоге около 8%. При этом показатель смертности среди пациентов с сопутствующей макулярной дегенерацией превысил 25%. Больные с проблемами с коагуляцией также чаще умирали от тяжелой легочной инфекции, и более высокая смертность не могла быть объяснена различиями в возрасте или поле.

Уровни потребности в интубации (а) и выживаемости (b) у пациентов с определенными кондициями (оранжевая линия) и без этих кондиций (синяя линия) на определенный день после госпитализации. Кондиции, которые учитывались: возраст свыше 65 лет (Age ≥65), мужской пол (Sex: male), макулярная дегенерация (Macula), дефицит компонентов системы комплемента (CD), проблемы с коагуляцией (Coagulation), повышенное давление (Hypertension), диабет второго типа (T2D), ожирение (Obesity), коронарная недостаточность (CAD), сильный кашель (Cough) / Shapira, Tatonetti et al., Nature Medicine, 2020.

Изучение активности генов белков системы комплемента также указало на то, что вирус SARS-CoV-2 вызывает чрезмерную активацию системы комплемента при инфицировании. «Можно ожидать повышенной активности комплемента как части общей иммунной системы [организма], но эта активность в разы выше, чем обычно наблюдается при инфекциях типа гриппа», — объясняет соавтор исследования Николас Татонетти.

Еще больше доказательств, связывающих тяжелую коронавирусную инфекцию с коагуляцией и комплементом, ученые получили из американского биобанка, содержащего результаты генетического анализа нескольких тысяч пациентов с Covid-19. Оказалось, определенные варианты нескольких генов, которые влияют на активность системы комплемента и свертывание крови, связаны с более тяжелыми симптомами коронавирусной пневмонии, при которых требуется госпитализация. По словам ученых, эти варианты не обязательно определяют исход болезни, но явно указывают на важную роль протеинов «древнего иммунитета» в ее развитии и течении.

Результаты исследования также говорят о перспективах применения ингибиторов системы комплемента в лечении Covid-19. Таковые сегодня используются при относительно редких заболеваниях, но по крайней мере в одном клиническом испытании проверяется эффективность ингибиторов системы комплемента в лечении пациентов с коронавирусом.

Ранее мы сообщали о том, что пороговый уровень популяционного иммунитета к Covid-19 может оказаться ниже, чем предполагалось, а близкий контакт назвали практически единственным способом передачи коронавируса.