Закрыть10

Биологи увидели действие никотина внутри нервной клетки

Новый белковый сенсор позволил наблюдать накопление никотина внутри нейронов и развитие зависимости.

12 фев Руслан Зораб Комментариев: 0

Каждый раз, когда курильщик вдыхает табачный дым, небольшие молекулы никотина легко преодолевают гематоэнцефалический барьер и попадают в мозг. Одной из главных его мишеней становятся никотиночувствительные ацетилхолиновые рецепторы (nACh-r) на поверхности нервных клеток. Связываясь с ними, никотин вызывает каскад соответствующих эффектов, включая легкую эйфорию. Однако этим воздействие его не ограничивается. Молекулы никотина проникают и внутрь нейронов, где их дальнейшая судьба остается еще туманной и плохо изученной. Лучше ее понять позволит новая работа, проведенная учеными из команды профессора Калифорнийского технологического института Генри Лестера (Henry Lester) совместно с коллегами из Китая.

В статье, опубликованной в свежем номере Journal of General Physiology, описывается метод, позволяющий визуализировать распределение попавших в клетку молекул. Для этого биологи сконструировали искусственную систему, состоящую из двух белков. Один из них избирательно связывается с никотином и меняет форму, приводя к активации второго, флуоресцентного белка. Такой «датчик» можно избирательно вносить в нужные участки клетки и по свечению и его затуханию выяснять, где и когда именно скапливается никотин.

Первые же эксперименты показали, что уже через несколько секунд после внесения в среду, на которой выращивалась культура нейронов, никотин проникал внутрь клеток и оказывался в эндоплазматической сети. Эти складчатые структуры служат клеткам главной «фабрикой» и «складом», где синтезируются и временно хранятся новые белки, в том числе рецепторы nACh-r.

Флуоресцентные метки показывают распределение никотина на мембранах эндоплазматической сети / ©Caltech, Lester laboratory

Ученые заметили, что под влиянием никотина их «срок хранения» сокращается, рецепторы начинают активнее мигрировать к клеточной мембране — месту своей основной работы. Увеличение количества никотиновых рецепторов на мембране ведет к повышению чувствительности нейрона к последующему воздействию никотина. В результате каждая последующая сигарета кажется чуть более приятной, чем предыдущая. Возможно, этот механизм играет определенную роль в развитии аддикции и вредной привычки.

Медицина