В Восточной Африке нашли наскальные рисунки людей с головами буйволов — Naked Science

В Восточной Африке нашли наскальные рисунки людей с головами буйволов

4.5

По крайней мере, такое объяснение — одна из рабочих гипотез, которая трактует странные наскальные изображения, найденные в одной из пещер Танзании. Ученые считают, что им как минимум несколько сотен лет.

Наскальные рисунки в Танзании / ©Antiquity

Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity. Наскальные рисунки в серии пещер Амакхи заповедника Свага-Свага в Центральной Танзании открыли еще в 2018 году. Но промежуточные итоги их изучения озвучили только сейчас. Рисунки примечательны тем, что среди них есть антропоморфные фигуры с гигантскими головами. Почти все изображения выполнены в красном цвете и лишь пять — в белом.

По мнению автора статьи, археолога из Ягеллонского университета (Польша) Мацея Гржельчика, рисункам как минимум несколько сотен лет. На это указывает большая степень выветривания пигмента и отсутствие на «полотнах» изображений домашних животных. Ученый считает, что рисунки восходят к временам охотников-собирателей, живших некогда в этом регионе. Домашних животных здесь не обнаружили, зато диких — в избытке. Люди изобразили антилоп гну и канн, буйвола и жирафа.

С антропоморфными рисунками сложнее: определить, что же имел в виду художник, когда рисовал человеческое тело с несуразно большой головой, сложно. Автор исследования предполагает, что голова принадлежит буйволу. Об этом свидетельствуют центральная впадина на макушке (основание рогов), небольшие ответвления по бокам (концы рогов) и маленькие «отростки» внизу по бокам головы (опущенные уши).

Сравнение головы на наскальном рисунке и головы буйвола / ©Antiquity

Интересно, что в культуре коренной этнической группы Юго-Восточной Африки — сандаве, — проживающей сегодня в центральной части Танзании, не известны мотивы людей с головами буйволов или людей, которые могли бы в них превратиться. Однако рога этого животного в самом деле играют важную роль в некоторых местных церемониальных ритуалах.

Любопытно и то, что антропоморфные фигуры с огромными головами изображены в виде трио (не считая одной, четвертой фигуры такого типа). Мотивы трио при этом встречаются и в наскальных рисунках соседних пещер.