31.05.2021
2 040

Найден кандидат на роль древнейшего военного мемориала

4.9

Ученые обнаружили, возможно, самый древний военный мемориал. Он находился на территории Месопотамии.

Раскопки на территории Месопотамии / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Antiquity. Могильные курганы хорошо известны в месопотамских источниках как символы победы над врагами. Но археологических памятников, посвященных столь символическому значению, до сих пор найдено не было.

Археологи из Кембриджского университета исследовали так называемый высокий курган, примыкающий к месту Телль Банат в Сирии и обнаружили, что он не похож на другие аналогичные сооружения. Датировка кургана — конец третьего тысячелетия до нашей эры. Он был открыт в 1990-х на левом берегу Среднего Евфрата и назван Стелой стервятников.

Курган представляет собой высокий конический холм, построенный, по мнению ученых, как минимум в три этапа. Исследователи нашли в нем останки, принадлежащие представителям мужского пола. Часть из них были привезены из других мест для повторного захоронения.

Исследуемый курган / ©www.cambridge.org

Систематическое размещение останков, как полагают авторы, говорит о том, что это было не простое захоронение, а памятник погибшим воинам. Дело в том, что в большинстве своих курганов жители Месопотамии хоронили врагов, останки которых располагались хаотично.

Помимо останков, в курганной яме нашли бусины, кости животных, керамические сосуды и алебастровые чаши. «Наиболее важной закономерностью является четкое пространственное различие между артефактами и костями животных, связанных с человеческими костями», — указывают авторы. Помимо этого, ученые обнаружили в памятнике фигурки лошадей с уздечками, крытой повозки и колеса. Это может указывать на связь кургана со скотоводами-кочевниками.