Крупнейший аэростат NASA прервал полет из-за утечки — Naked Science
04.07.2016

Крупнейший аэростат NASA прервал полет из-за утечки

Исследовательский воздушный шар NASA Super Pressure Balloon (SPB), оборудованный гамма-телескопом COSI, поставил рекорд продолжительности полетов в умеренных широтах и досрочно завершил экспедицию в связи с нестабильной траекторией движения. Об этом пишет Science.

capsule_balloon_space_131112

По данным оператора проекта, приостановка миссии произошла после столкновения аэростата с циклоническими ветрами Антарктиды. Нарушения траектории полета были зафиксированы и ранее: крейсерская высота SPB регулярно отклонялась от уровня в 33 километра на 10 километров. Предполагается, что причиной отклонений послужила утечка гелия. Продолжительность экспедиции составила 46 суток вместо запланированных ста.

Аэростат приземлился на побережье Перу в 20 километрах от города Камана 2 июля. В ближайшее время специалисты NASA намерены изучить шар для выявления и предупреждения подобных инцидентов в последующих полетах. При этом телескопу COSI, наблюдавшему в рамках миссии за гамма-излучением сверхновых, удалось зафиксировать яркую гамма-вспышку, отмечают ученые. Результаты наблюдений будут также проанализированы.

Последний и самый крупный аэростат NASA для изучения химического состава атмосферы был запущен из аэропорта Ванака в Новой Зеландии 17 мая. При диаметре в 114 метров его купол содержал 532 тысячи кубометров гелия, находящегося под сверхвысоким давлением для стабилизации формы шара. В отличие от аэростатов с «нулевым давлением», высота которых напрямую зависит от солнечного света, конструкция SPB позволила использовать его в умеренных широтах вдали от полюсов. Прежний рекорд продолжительности полета воздушного шара NASA составил 54 дня.

Аэростаты рассматриваются в качестве потенциальной альтернативы космическим спутникам, производство и обслуживание которых является более дорогостоящим и трудоемким. При этом аэростаты, как ожидается, позволят проводить исследования, которые требуют хранения большого объема данных непосредственно на борту аппарата, в частности анализ реликтового излучения.