Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Вакуум на службе транспорта: от пневмопочты до Hyperloop
Проект Hyperloop, вакуумный поезд современности, грозится перевернуть общественный транспорт. Глава SpaceX Элон Маск заявляет, что это будет «пятым видом транспорта». Однако с чего все это началось? Пневмопочта, пневматическая железная дорога и другие представители «вакуумного» семейства прошлого.
У этого вида транспорта есть множество названий и разновидностей – пневмотранспорт, пневматическая железная дорога, вакуумный поезд… Однако все это многообразие при ближайшем рассмотрении объединяет один и тот же принцип – создание тяги или необходимая скорость здесь обеспечивается через манипуляции с давлением воздуха.
В основном тяга достигается при помощи создания разности между давлением в воздушной среде, при формировании сжатого или разреженного воздуха, либо частичного или полного вакуума.
Практически всегда в данном транспорте используется труба, в которой и совершаются все необходимые трансформации среды. А основные отличия между разновидностями «вакуумного транспорта» заключаются в том, каким способом осуществляется тяга и где находится сосуд (капсула, вагон) с грузом – внутри трубы или вне ее.
Обратимся к прошлому и посмотрим, с чего начиналась история «пятого вида транспорта».
Отцы пневматики
По некоторым данным основы пневмотранспорта были заложены еще в первом столетии нашей эры греческим инженером Героном Александрийским в его трактате «Пневматика».
Пневмопочта – перемещение штучных или сыпучих объектов в легкой капсуле при помощи разреженного воздуха или частичного вакуума, генерируемого в замкнутой (часто подземной) трубе, была изобретена английским инженером Уильямом Мердоком в первой половине XIX века.
Широкое распространение, однако, пневмопочта получила лишь к началу XX века, и до сих пор используется некоторыми учреждениями, например банками (Сбербанк) и некоторыми торговыми сетями (IKEA, Media Markt).
Идея же о практическом перемещении не только грузов, но и людей при помощи создания искусственных неоднородностей в давлении воздуха появилась в 1812 году, когда английский изобретатель Джордж Мэдхерст поделился ею с научным сообществом.
В частности, он предлагал две возможные версии нового вида транспорта: либо капсула сама по себе должна была стать поршнем, на который действует давление воздуха в железной трубе, либо она должна была быть соединена с небольшим поршнем, который вводится в трубу и под воздействием сжатого или разреженного перемещает вагон.
Первый вариант с некоторыми допущениями можно назвать предшественником концепций вакуумных поездов и даже самого Hyperloop, однако второй оказался более реализуем для технологий первой половины XIX века.
Впрочем, при жизни Мэдхерста ни один из них реализован так и не был.
Проба поршня
Хотя миниатюрные модели пневматической железной дороги были созданы в середине 1830-х годов, первыми, кто практически реализовал этот транспорт в натуральную величину, являются изобретатели Джейкоб Самуда и Сэмюэль Клегг, запустившие первую в истории действующую линию этого транспорта в 1840 году.
Инженеры с вниманием отнеслись к работам Мэдхерста и вдохновились ими, создав на западе Лондона линию пневматической железной дороги длиной примерно в 800 метров.
Замысел был довольно прост: между рельсами располагалась железная труба с отверстием наверху, а вагон обладал специальным поршнем, который находился под вагоном и помещался в это отверстие.
На всем протяжении трубы отверстие было закрыто медвежьей кожей (для герметичности), и открывалось лишь под поршнем, что обеспечивалось специальными клапанами.
На одном из концов трубы находился насос мощностью в 16 лошадиных сил, который выкачивал воздух из трубы. В самой трубе, таким образом, появлялась разность в давлении – разреженный воздух впереди поршня и более плотный позади, что приводило к давлению на поршень и движению всего вагона вдоль трубы.
Насос находился только на одном из концов трубы, и движение вагона обратно обеспечивала сила тяготения – к точке назначения поезд двигался в гору, и возвращался поэтому под уклон.
Максимальная скорость, которой удалось достичь при испытаниях дороги, составила 48 км/ч.
Пневматический бум
Демонстрационная линия Самуды и Клегга просуществовала два года и, разумеется, привлекла к себе внимание общественности, ученых и даже правительства, которое всерьез заинтересовалось перспективами нового транспорта.
Свои силы решили испытать и другие инженеры, начался своеобразный бум развития пневмотранспорта, который поддерживался государственными кредитами. Первой коммерческой линией пневматической железной дороги стала Dalkey Atmospheric Railway в Ирландии, покрывшая более 2 км между Дублином и Кингстауном.
В августе 1843 года она открылась для общественного использования, а к марту 1844 вышла на показатель в 4,5 тысячи пассажиров в неделю. Просуществовала Dalkey Atmospheric Railway более десяти лет и была закрыта в 1855 году.
Прогресс наблюдался не только на территории Британской империи. Самой «живучей» линией оказалась Paris-Saint-Germain во Франции длиною в 8,5 км, которая была открыта для коммерческого использования в 1847 году, а закрылась в 1860-м.
Если не считать относительно удачных, но все же весьма краткосрочных и всего лишь демонстрационных проектов подземной пневматической железной дороги в Нью-Йорке во второй половине XIX века, то на Paris-Saint-Germain развитие и даже использование этого вида транспорта временно обрывается.
Главная причина – низкий КПД по сравнению с другими видами железнодорожного транспорта. О пневматической тяге на время забыли.
В современности, впрочем, развитие технологий позволило претворить в жизнь более эффективные проекты на основе того же принципа, правда, не столь многочисленные.
В Индонезии и Бразилии в данный момент действуют так называемые «аэромовелы» (Aeromovel) – те же пневматические железные дороги с вагонами без машинистов, только движущиеся по эстакадам и с электрическими насосами на протяжении всей трубы, в которой создается частичный вакуум, и электрическим же питанием от рельсов. Также, конечно, аэромовелы обладают куда более совершенной технологией клапанов, чем их предшественники из XIX века.
К повсеместному распространению этого экологичного вида транспорта, вероятно, не приводит все тот же сравнительно низкий КПД и популярность других видов общественного транспорта.
Движение без трения
В начале 1910-х годов, еще до своего воплощения в научной фантастике, идея вакуумного поезда – то есть поезда, движущегося по трубе с откачанным воздухом и не касающегося при этом стенок из-за магнитной левитации – была опытным путем продемонстрирована в российской лаборатории.
Ученый Борис Вейнберг из Томского технологического института тогда разработал концепцию «магнитоплана», которая стала довольно известна не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на довольно сложное для страны время, Вейнберг прямо в лаборатории построил работающую модель вакуумного поезда на электромагнитном подвесе, а затем опубликовал работу «Движение без трения», где описал основные принципы разработанного им нового вида транспорта.
Аналогичные эксперименты проводил примерно в то же время американский изобретатель французского происхождения Эмиль Башле, который даже представил похожую работающую модель в Лондоне в 1914 году.
Но тут началась Первая мировая война, и странам Европы стало не до науки. Проекты ученых были на время забыты, однако о работах по крайней мере Башле затем вспомнили, что при последующих экспериментах привело в 1960-х годах к созданию маглевов – поездов, движимых силой электромагнитного поля.
Концепция вакуумных же поездов переместилась в научную фантастику, и долгое время служила в основном предметом рассуждений и мечтаний писателей и футурологов. Нечто похожее пытались реализовать в Швейцарии, однако проект закрыли после сомнений в его коммерческой рентабельности.
Так было до начала 2010-х годов.
Пятый вид транспорта
В 2010 году китайские ученые заявили о том, что к 2020 году собирается построить первый вакуумный поезд, способный развивать скорость до 1000 км/ч. С тех пор, правда, о проекте ничего не слышно.
А в 2012 году Элон Маск – основатель SpaceX, Tesla Motors и SolarCity – заявил, что готов подарить миру концепцию пятого вида транспорта (после водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного) – Hyperloop.
Проект, правда, не следует целиком концепции вакуумного поезда – в Hyperloop, к примеру, вообще не используется магнитная левитация – однако он очень близок к ней.
Маск предложил построить между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом (550 км) подземную или наземную трубу диаметром приблизительно в 2,2 метра, в которой в частичном вакууме (давление – 1/1000 атмосферного) капсулы из плотного алюминия перевозили бы людей на скоростях порядка 1000 км/ч – что достигалось бы, конечно, практически отсутствующим трением среды.
Та часть воздуха, которая должна быть в трубе, втягивалась бы насосом на носу капсулы и передавалась бы под «лыжи» поезда – таким образом, капсула бы не касалась стенок трубы, левитируя над ее поверхностью.
Движение и торможение самого поезда осуществлялось бы установленными на нем линейными электродвигателями.
По словам Маска, такой поезд способен перевезти пассажиров по указанной междугородней дистанции менее чем за полчаса, к тому же по довольно низкой цене за билет.
Одним из проектов вакуумного поезда также является трансатлантический подводный поезд Великобритания-США на основе магнитной левитации, правда, проект пока что находится на стадии самого раннего концепта.
При переносе на российскую географию это говорит о том, что Hyperloop домчал бы пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург примерно за 40 минут, что, конечно, стало бы воплощением мечтаний очень и очень многих.
Плюсов добавляет экологичность транспорта и отсутствие пробок. Перегрузки на организм пассажиров также сведены к минимуму и по расчетам будут составлять 0,5 g.
Впрочем, компьютерное моделирование показало, что при всех заявленных характеристиках концепцию Hyperloop следует значительно усовершенствовать. Стоимость проекта, названная Маском в 6 миллиардов долларов, по мнению многих специалистов, значительно недооценена, ведь речь идет о действительно новом виде транспорта.
Различные политические и экономические препятствия также пока что стоят на пути Маска, и реализация проекта на данный момент отложена на неопределенный срок. Тем не менее, Маск все же собирается построить демонстрационную модель (прямо как Самуда и Клегг), чтобы доказать реализуемость и эффективность Hyperloop.
В мультфильме «Футурама» гигантские пневматические трубы, по которым люди самостоятельно, но нарочито нелепо перемещаются через мегаполис образца 3000-ого года, служат высмеиванием наивных экстраполяций современных тенденций касательно технологий будущего.
Вероятно, современники Мэдхерста и Самуды могли всерьез написать что-то подобное, однако никто из них не подозревал, что пневматическая железная дорога окажется на обочине научно-технического прогресса спустя всего 20 лет после своего яркого дебюта в Лондоне.
Может, схожая судьба ждет и китайский вакуумный поезд, и американский Hyperloop. Однако во времена, когда технологический прогресс движется быстрее, чем когда-либо раньше и продолжает ускоряться, возможно все.
Как изменится лицо мирового общественного транспорта, если демонстрационная модель Hyperloop окажется успешной? Загадывать, как показывает опыт прошлого, не стоит.
Однако помечтать о 40-минутном путешествии из Санкт-Петербурга в Москву, стоя в многочасовой пробке, вряд ли вредно.
В 368 световых годах от Земли, на границе так называемой пустыни горячих нептунов — близкой к звезде области, в которой небесные тела размером с Нептун практически не встречаются, — расположилась экзопланета WASP-166b. Несмотря на экстремальные условия, этот уникальный мир смог сохранить объемную атмосферу, в которой обнаружили следы воды и углекислого газа. Открытие существенно расширяет представления об эволюции экзопланет в космических «пустынях».
Сотни миллионов лет назад Землю населяли совсем другие животные — даже жители воды с «рыбьим» образом жизни были устроены совсем иначе. Таковы остракодермы, включая группу более примитивных гетеростраков (разнощитковых). Авторы нового исследования в Paleontology разобрались с механическими свойствами их ротового аппарата. Оказалось, что несмотря на отсутствие челюстей они активно перерабатывали свою пищу, не довольствуясь фильтрацией мелочи из воды.
Чем ниже температура кубитов в квантовом компьютере, тем эффективнее он проводит вычисления. С приближением к абсолютному нулю охлаждение на каждый милликельвин дается ученым все сложнее. Команда исследователей создала новый тип холодильника для квантовых компьютеров, способный работать автономно после запуска.
В 368 световых годах от Земли, на границе так называемой пустыни горячих нептунов — близкой к звезде области, в которой небесные тела размером с Нептун практически не встречаются, — расположилась экзопланета WASP-166b. Несмотря на экстремальные условия, этот уникальный мир смог сохранить объемную атмосферу, в которой обнаружили следы воды и углекислого газа. Открытие существенно расширяет представления об эволюции экзопланет в космических «пустынях».
Сотни миллионов лет назад Землю населяли совсем другие животные — даже жители воды с «рыбьим» образом жизни были устроены совсем иначе. Таковы остракодермы, включая группу более примитивных гетеростраков (разнощитковых). Авторы нового исследования в Paleontology разобрались с механическими свойствами их ротового аппарата. Оказалось, что несмотря на отсутствие челюстей они активно перерабатывали свою пищу, не довольствуясь фильтрацией мелочи из воды.
Древние римляне больше любого другого народа античности использовали свинец. Но среди историков нет единства относительно последствий этого. Одни ученые уверены, что широкое применение свинца должно было влиять на цивилизацию столь же негативно, как тетраэтилсвинцовая «эпидемия» в XX веке. Другие полагают, что жесткая вода блокировала стенки свинцовых труб и поэтому никакого массового отравления римлян свинцом просто не было. Новая научная работа привлекла образцы арктических льдов для решения вопроса. Оказалось, что даже без учета труб ситуация была очень непростой: ядовитым стал сам воздух.
Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.
Согласно популярному утверждению, человеческая мысль — едва ли не самое быстрое, что существует в природе. Даже свет многие считают менее быстрым, поскольку он распространяется со скоростью 300 тысяч километров в секунду, а мысль — «мгновенно». Однако новое исследование опровергло бытовую логику. Ученые из Калтеха измерили скорость, с которой человек обрабатывает информацию, и обнаружили, что основные когнитивные процессы во много раз медленнее не только распространения света, но и низкоскоростного интернета.
С какого возраста зооврачи считают собак престарелыми? Это недавно выяснили исследователи из Великобритании и Венгрии, проанализировав карты пациентов ветеринарных клиник. Также ученые установили, от каких проблем со здоровьем чаще страдают пожилые питомцы.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии