25.07.2013
Редакция Naked Science

Проект Slingatron: быстрый выход в космос без ракеты

Slingatron1-640x353

Ракеты занимали центральное место в космической программе с момента их создания, но это далеко не единственный теоретический вариант отправки материала в космос. С 1950-х годов проводятся эксперименты с различными альтернативными концепциями запуска, начиная космической пушкой 60-х годов и заканчивая космическими лифтами, которые к 2050 году могут стать реальностью. Большая часть этих идей спрятаны в долгий ящик по причине сложности реализации, однако одна научная группа надеется преодолеть этот барьер, разместив проект на Kickstarter.

Slingatron, как и многое другое, на бумаге выглядит ясно и понятно. Идея проста: вращение объекта вокруг неподвижной точки — простейший способ разогнать его до высокой скорости, не затрачивая много энергии. Есть два способа построения ручного аппарата такого плана: вы можете менять скорости и держать длину струны на одном уровне, либо вы можете менять длину струны, но скорость будет той же. И в том, и в другом случае «струна» должна быть достаточно длинной, прежде чем достигнет нужной скорости.

Идея слингатрона проста — струна не вращается — вращается вся структура запуска. Представить сложно, но следующая аналогия должна помочь. Представьте себе, что вы хотите размешать кофе в чашке. Вы можете сделать это ложкой, или же можете быстро болтать чашкой по окружности. Центробежная сила будет вращать жидкость по сторонам чашки, смешивая кофе без особых затрат энергии.

Слингатрон

Компания HyperV Technologies уже профинансировала один проект — плазменный двигатель — с помощью Kickstarter. Для нового проекта, по словам команды, уже создан прототип устройства, способного выстреливать снаряды на скорости 100 м/с. Цель компании — не построить полноразмерный Slingatron, но и продемонстрировать модель, которая сможет разгонять полукилограммовый груз со скоростью 1 км/с. Это куда ниже необходимой для выхода на орбиту скорости, но существенный шаг на пути к успеху.