Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
14.10.2020
Мария Кривоченко
3 801

Ученые создали модель внутренней структуры вулканов

2.9

Карта показала, что внутри вулкана вместо одной магматической камеры могут находиться несколько мелких, а популярная схема внутреннего устройства вулканов сильно упрощена.

Изображение внутренней системы вулкана / © Университет Абердин

Группа европейских ученых из университетов Абердина, Аделаиды и Осло проанализировала строение вулкана Эрленд в Фарерско-Шетландском бассейне Северной Атлантики, а также данные о сейсмической активности, предоставленные компанией Energy Data Company TGS. Затем геологи построили трехмерную модель вулкана и отследили его внутреннюю работу. Результаты опубликованы в журнале Geology.

Команде удалось подробно описать сложную систему, находящуюся под вулканом, и показать первую модель его внутреннего строения, сделанную в высоком разрешении. Они выяснили, что под ним может находиться не одна большая магматическая камера, а частично слившиеся интрузии (магматические горные породы, закристаллизовавшиеся в глубине земной коры), с которых, возможно, и началось образование вулкана. Кроме того, они заметили, что старая схема, предполагающая наличие соединенной с камерой трубы, по которой магма вырывается наружу, чрезмерно упрощена.

Аспирантка Фэй Уокер, один из авторов исследования, отметила, что полученная модель — самое четкое изображение внутренней системы геологических образований, и она важна для понимания их происхождения и работы.

«Задача, которая стоит сегодня перед геологами, — понять, как расплавленная порода проходит свой путь от камеры к жерлу вулкана», — рассказал доктор Саймон Холфорд из Университета Аделаиды. Он добавил, что увидеть, как магма накапливается в камере, сложно: собирать данные о действующих вулканах опасно, а внутренние системы древних, как правило, плохо сохраняются. Созданная карта показывает это в деталях и может сыграть важную роль в прогнозировании извержений действующих вулканов.

Помимо этого, группа хотела изучить взаимодействие вулканических пород с нефтяными системами на севере Фарерско-Шетландского бассейна. Ученые выяснили, что область, в которой проводили исследования, может стать важным местом для добычи нефти и газа. «Понимание размеров магматической камеры и теплового воздействия на горные породы, которые производят эти энергетические ресурсы, важно для оценки потенциала регионов, где есть вулканы», — подытожил Доктор Ник Шофилд, соавтор исследования.