03.03.2021
3 358

4.7

В сентябре 2018-го и апреле 2019-го на юге центральной части штата Юта зафиксировали землетрясения магнитудой 4 и 4,1 соответственно. Анализ данных по каждому показал, что они радикально отличаются от обычных для этой местности подземных толчков. И, по сути, представляют собой «ворчание в животе» древнего вулкана, который в последний раз извергался более девяти тысяч лет назад.

Аномальные землетрясения в США намекнули на скрытую активность древних вулканов
Обрушившаяся лавовая трубка на вулканическом поле Блэк-Рок-Дезерт / ©In the Company of Plants and Rocks

Отчет американских ученых о наблюдениях, сделанных в тот период, и выводы из их анализа опубликованы в рецензируемом журнале Geophysical Research Letters. Кроме прочего, авторы работы объяснили, чем те землетрясения так интересны и стоит ли жителям штата беспокоиться. Источник сейсмических волн в обоих случаях находился на глубине всего в полторы мили под поверхностью (чуть менее 2,5 километра). Что уже странно, так как землетрясения, происходящие в расположенном неподалеку Разломе Уосатча, возникают почти в десятке километров под поверхностью (около шести миль). Но наиболее интересной характеристикой толчков в сентябре 2018-го и апреле 2019-го под вулканическим полем Блэк-Рок-Дезерт стало отсутствие S-волн.

Благодаря наличию сразу двух сетей сейсмометров ученым удалось собрать большой объем данных об этих сериях толчков. Фактически, по словам ведущего автора исследования Марии Месимери (Maria Mesimeri) из Университета штата Юта (University of Utah), именно два набора инструментов помогли определить природу аномальных землетрясений. Распространение волн одновременно зафиксировали сейсмометры Utah Regional Seismic Network и распределенная сеть датчиков проекта FORGE, установленного по заказу Министерства энергетики США (DOE) для мониторинга источников геотермальной энергии.

Вид на вулканическое поле Блэк-Рок-Дезерт / ©In the Company of Plants and Rocks

Что любопытно, сеть DOE оказалась чувствительнее университетской — она засекла суммарно 35 толчков за оба землетрясения против 19. И еще интересный факт: дополнительная информация о толчках была получена также с помощью спутников дистанционного зондирования Земли. Обычно для таких слабых землетрясений это невозможно, однако в описываемом случае гипоцентр находился очень близко к поверхности, и орбитальные аппараты смогли зафиксировать ее движение.

По характеру сейсмических волн и месту возникновения ученые сделали вывод, что их источником стало движение некой жидкой среды. Варианта всего два: либо вода под действием высокой температуры и давления проталкивалась сквозь породы, либо их смещение спровоцировало движение магмы. В последнем случае, как отмечает Месимери, извержения бояться рано — ничто не указывает на такую возможность. Но ученые теперь будут гораздо пристальнее наблюдать за этим регионом.

Аномальные землетрясения в США намекнули на скрытую активность древних вулканов
Вид со спутника на вулканическое поле Блэк-Рок-Дезерт. Черная клякса рядом с Флауэллом — самый крупный из сохранившихся разливов базальтовой лавы / ©Google

Древние вулканы Блэк-Рок-Дезерт (Black Rock Desert volcanic field) не стоит путать с пустыней Блэк-Рок, которая известна фестивалем Burning Man, рекордами скорости и тестами любительских ракет. Между ними около 600 километров и они находятся в разных штатах. Зато Блэк-Рок-Дезерт расположен на участке земной коры, который истончается из-за постоянного растяжения двигающимися друг относительно друга тектоническими плитами — Тихоокеанской, Северо-Американской и небольшой плитой Кокос. Последние крупные извержения в этом регионе произошли между девятью и 12 тысячами лет назад, а последняя заметная активность — около 660 лет назад.