Ученые предлагают отправить земных микробов колонизировать Марс для людей — Naked Science
София Жаботинская

Ученые предлагают отправить земных микробов колонизировать Марс для людей

Заселение других планет бактериями с Земли может принести пользу.

vivir_en_marte

Международная группа ученых призвала провести «крупную ревизию существующей философии космических исследований и планетарной защиты». В статье, опубликованной в журнале Microbiology Ecology, специалисты утверждают, что возможную бактериальную контаминацию поверхности Марса стоит рассматривать не как негативное влияние, а как благо.

Исследователи утверждают, что если человек все же начнет колонизацию других планет, то межпланетное загрязнение неизбежно. Вместо того, чтобы заботиться о «стерильности» космических объектов, как это делают в NASA и других космических агентствах, ученые предлагают кардинально изменить подход. По их мнению, человеку стоит преднамеренно распространять земные микроорганизмы по окружающему космосу, а расселение бактерий должно стать частью стратегии колонизации.

Подобная точка зрения контрастирует с общепринятым мнением по этому вопросу. Нынешний подход к принципам будущей колонизации планет восходит к середине прошлого века. В 1958 году был создан Комитет по космическим исследованиям, который, помимо прочего, разрабатывает рекомендации и протоколы, предназначенные для защиты космоса от наших микробов. Считается, что бактериальная контаминация может разрушить экосистемы других планет и сделать невозможным изучение внеземной жизни.

Тем не менее авторы статьи уверены, что такой подход рано или поздно будет пересмотрен. «Жизнь в том виде, в каком мы ее знаем, не может существовать без полезных микроорганизмов, — говорит один из соавторов, микробиолог Хосе Лопес. — Здесь, на нашей планете, они помогают установить симбиотические ассоциации — взаимодействие множества организмов для создания большего целого. Чтобы выжить на бесплодных стерильных планетах, нам придется брать с собой полезных микробов [на Марс]».

Лопес и его коллеги предложили План активной инокуляции (в микробиологии этим термином называют введение возбудителей инфекционных болезней или вакцин в ткани человека). Согласно плану, первыми колонистами Марса станут не люди, а экстремофильные микроорганизмы, способные выживать при чрезвычайно высоких или низких значениях температуры, давления и кислотности. «Если человечество всерьез рассматривает возможность колонизации Марса, любой другой планеты или одной из ближайших лун в будущем, тогда люди должны находить и отправлять [в космос] наиболее конкурентоспособных и полезных первопроходцев», — говорится в статье.

Многие эксперты уже отозвались о новой статье. Стив Клиффорд, старший научный сотрудник Планетологического института США, предупреждает, что любая ошибка, допущенная при распространении земных микробов, может «перевесить любые краткосрочные выгоды». «Потенциальное загрязнение инопланетной биосферы представляет собой серьезную этическую проблему, потому что это наследие, которое навсегда останется с нами», — говорит Клиффорд.

Ранее колонистам Марса и Луны предложили жить в трубах из лавы, а один из проектов колонизации Красной планеты объявил о банкротстве.