Колонистам на Луне и Марсе предложили жить в лавовых трубках

Колонистам на Луне и Марсе предложили жить в лавовых трубках

Геологи оценили размеры лавовых тоннелей на Луне и Марсе: в них вполне можно будет разместить крупные поселения, защищенные от метеоритов и радиации.

lava0

Под поверхностью Луны и Марса можно найти обширные тоннели – лавовые трубки, оставленные прошлой вулканической активностью. Некогда расплавленное вещество, неравномерно остывая, образовало эти полости, которые сохранились на давно уже почти лишенных геологической активности телах в течение миллионов, а то и миллиардов лет. Эти убежища могут стать идеальным местом для основания постоянных колоний и будущего освоения Марса и Луны. Такое предложение озвучил геолог из Падуанского университета Рикардо Поццобон (Riccardo Pozzobon) и его коллеги из Итальянского института спелеологии.

По словам ученых, на Земле такие лавовые трубки достигают диаметра лишь около 30 м, тогда как на Марсе, например, они могут иметь и 250 м, а на Луне способны достигать и 1 км, вытягиваясь на сотни километров. Погруженные в грунт, они предоставят надежную естественную защиту и от опасного действия радиации, и от ударов микрометеоритов – и людям, и любой другой жизни. На Луне и Марсе, лишенных собственной атмосферы и глобального магнитного поля, радиация и метеориты представляют куда большую опасность, чем на Земле.

Возможный вход в одну из лавовых трубок на Луне / ©NASA, Goddard, Arizona State University

«Потенциально, они еще и достаточно обширны для того, чтобы разместить значительные поселения, – добавил Рикардо Поццобон, выступая на прошедшем в Латвии Европейском конгрессе по планетологии (EPSC). – В лунную лавовую трубку поместился бы почти весь исторический центр Риги». Более того, европейские астронавты уже прорабатывают перспективу поселиться в таком туннеле – пока что на Земле. В рамках проекта PANGAEA прорабатываются различные аспекты такого подповерхностного поселения, начиная от геологии и заканчивая полевыми работами, которые проходят в лавовых пещерах на вулканических Канарских островах в Атлантике.

Астронавты ESA тренируются в лавовых туннелях на испанском острове Лансароте: проект PANGEA 2016 / ©ESA, L. Ricci

Стоит заметить, что это далеко не первое предложение разместить будущие лунные и марсианские колонии в лавовых трубках. Однако лишь теперь ученым удалось смоделировать их формирование и показать, что на соседних небесных телах эти тоннели способны достигать столь внушительных размеров. На одной только Луне имеется около 200 отверстий, которые могут служить входами в такие тоннели. Возможно, вскоре один из них станет воротами лунного города.