16.03.2019
Редакция Naked Science
14 298

Спутник ЕКА заснял «синюю» структуру пыльных вихрей на Марсе

Вместе с тем он запечатлел аппарат NASA — InSight.

Европейское космическое агентство (ЕКА) опубликовало фотографии, которые сделал спутник Марса «Орбитальный аппарат для исследования малых составляющих атмосферы» (Trace Gas Orbiter, TGO). На них видны синие узоры, которые специалисты назвали следами «пылевых дьяволов».

TGO создан по программе «ЭкзоМарс» при участии ЕКА и «Роскосмоса» и вышел на орбиту Красной планеты в октябре 2016 года. Его задача — изучение происхождения малых газовых составляющих в атмосфере Марса. До февраля 2018 года он не выходил на низкую орбиту. На нем установлена камера высокого разрешения CaSSIS (Colour and Stereo Surface Imaging System), которая способна получать цветные и стереофотографии. Она и подарила ЕКА снимки.

На фото с синим узором показана часть широкой области Марса под названием Terra Sabaea. В подписи говорится, что изображение составлено из нескольких цветовых фильтров, поэтому цвета на нем не соответствуют реальности. В действительности оттенки красноватые и темно-бурые. Сотрудники агентства считают, что необычную структуру на вершине хребта оставили пыльные вихри — сотни, возможно, тысячи маленьких торнадо, которые сблизились друг с другом.

©ESA/Roscosmos/CaSSIS

Вместе с тем ЕКА получило фотографии InSight — аппарата NASA по изучению геологии Марса, которого раньше уже видел с орбиты Марсианский разведывательный спутник (MRO). По данным агентства, фотография сделана 2 марта — как раз тогда, когда InSight впервые столкнулся с проблемами при бурении грунта. Пятого марта NASA сообщило, что приостановит работу InSight, чтобы разработать программу дальнейших действий.

©ESA/Roscosmos/CaSSIS

Библиотека полученных снимков большая. С ней можно ознакомиться на сайте агентства.

Кратер шириной один километр, который находится внутри Кратера Колумба, чей диаметр равен 119 километрам. Яркая белая полоса в нижней части состоит из различных гидратированных минералов, в том числе из сульфатных солей / ©ESA/Roscosmos/CaSSIS

Фотография показывает местность, которая находится южнее точки посадки марсохода «Марс-2020». Она располагается между районами Сиртис (Isidis) и Исидис (Isidis). Это трехмерное изображение, которое можно посмотреть при помощи красно-синих стереоочков / ©ESA/Roscosmos/CaSSIS

Накануне NASA опубликовало последнюю панораму Opportunity. На ней изображена Долина Настойчивости (Perseverance Valley), которая находится на внутреннем склоне западного края кратера Индевор.