28.11.2019
13 210

Специалисты раскритиковали проект российской сверхтяжелой ракеты

Российские эксперты пришли к выводу, что практический смысл создания перспективной российской сверхтяжелой ракеты проработан недостаточно хорошо.

©Роскосмос / Автор: Pinaria Caprarius

Как сообщает РИА Новости, научно-технический совет «Роскосмоса» и бюро Совета РАН по космосу приняли решение о доработке эскизного проекта космического комплекса сверхтяжелого класса.

Специалисты полагают, что, помимо полетов на Луну, для него нужно искать дополнительные задачи. В качестве одной из причин того, что проект отправили на доработку, называют советский опыт: в частности, разработку в СССР сверхтяжелого носителя «Энергия», который в итоге оказался невостребованным.

«Был поднят вопрос о том, зачем создается ракета, чтобы целесообразность ее разработки была понятна, внятно обоснована. В текущем эскизном проекте эта сторона слабо проработана, но для науки такая ракета необходима», — заявил РИА Новости один из источников.

Прежде всего речь идет о стратегически важных научных проектах: в частности, о запуске исследовательских аппаратов в дальний космос, выведении на орбиту крупных телескопов и так далее. При этом к сугубо технической стороне носителя у экспертов замечаний нет.

Другой собеседник агентства отметил, что научная программа для сверхтяжелого носителя может быть представлена уже в 2020 году, несмотря на отсутствие жестких временных рамок.

Проблема постановки задач для сверхтяжелых носителей актуальна не только для России, но и для США. Это хорошо видно на примере сверхтяжелой ракеты Space Launch System, задачи для которой несколько раз меняли по ходу разработки. Теперь носитель рассматривают в контексте программы «Артемида», призванной вернуть американских астронавтов на Луну, а также в качестве инструмента для доставки грузов и экипажей на борт перспективной лунно-орбитальной станции (которая тоже стала частью программы «Артемида»).

Напомним, сейчас российские инженеры разрабатывают проект сверхтяжелой ракеты «Енисей», которую рассматривают в первую очередь как инструмент для освоения спутника нашей планеты. В то же время Россия ни сейчас, ни в обозримом будущем не сможет реализовать пилотируемую экспедицию к Луне. Для этого нет ни финансовых средств, ни технических возможностей.

В целом эксперты в разное время указывали на то, что проблемы космического ведомства России имеют системный характер и не привязаны к каким-то конкретным программам. Ранее, например, стало известно о расторжении контракта на производство новой ракеты «Ангара-1.2».