РКК «Энергия» призвала отказаться от участия в программе МКС и работать над национальной станцией — Naked Science

В российской корпорации заявили, что к 2025 году Международную космическую станцию ожидает «лавинообразный выход из строя многочисленных элементов».

Вид на реку Амазонку с борта МКС
Вид на реку Амазонку с борта МКС / © ESA, Luca Parmitano

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, разработчик пилотируемых «Союзов» и беспилотных грузовых кораблей «Прогресс», сообщила о риске разрушения Международной космической станции и предложила отказаться от дальнейшего участия в ее программе. С таким заявлением выступил первый заместитель генерального директора предприятия Владимир Соловьев на вчерашнем заседании Совета Российской академии наук.

Он напомнил, что до 2025 года у России есть обязательства по МКС, однако уже сегодня очевидно, что элементы станции «серьезно затронуты повреждениями и выходят из эксплуатации». «Многие из них не подлежат замене. После 2025 года мы прогнозируем лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС. <…> Траты на дальнейшее финансирование, которые оцениваются в 10-15 миллиардов рублей, слишком велики. Необходимо пересмотреть сроки дальнейшего участия в программе и сосредоточиться на реализации программ орбитальных станций», — подчеркнул Соловьев.

По словам летчика-космонавта, теперь стоит сосредоточиться на реализации и развертывании Российской орбитальной служебной станции. Согласно проекту РОСС, который представил Соловьев (не впервые), ее видят с открытой архитектурой и неограниченным сроком эксплуатации благодаря заменяемости модулей (их будет около трех-семи штук). На станции смогут находиться от двух до четырех членов экипажа — более того, чтобы снизить объемы финансирования и воздействие радиации на людей, РОСС предполагает и беспилотный режим, а космонавты будут работать так называемым вахтовым методом.

В задачи РОСС входят исследования и эксперименты, дистанционное зондирование, связь и навигация, выявление техногенных катастроф, геологическая разведка, мониторинг лесного хозяйства и, что особенно интересно, космический туризм. Выводить модули на орбиту хотят с помощью ракет-носителей тяжелого класса «Ангара-А5»: это предполагают начать после 2024 года.

В «Роскосмосе», комментируя заявления первого замгендиректора «Энергии», сообщили, что к переговорам с партнерами по Международной космической станции, в том числе с NASA, о ее дальнейшей эксплуатации (или завершении работы) приступят в новом году. «Вопрос сроков эксплуатации МКС зависит как от технических (техническое состояние ее модулей и расчетный ресурс), так и от политических вопросов, обсуждаемых с партнерами», — объяснили представители пресс-службы госкорпорации.

В ведомстве Дмитрия Рогозина также отметили, что действительно ожидают от «Энергии» «предложений и инженерную записку по новой многофункциональной орбитальной станции», чтобы рассмотреть проект на научно-техническом совете.

Международную пилотируемую орбитальную станцию начали создавать более 20 лет назад, в уже далеком 1998-м, когда вывели функционально-грузовой блок «Заря». Первая долговременная экспедиция в лице астронавта NASA Уильяма Шеперда и российских космонавтов Юрия Гридзенко и Сергея Крикалева стартовала в октябре 2000 года. Они пробыли на орбите почти 137 суток. Сейчас там работает уже 63/64-я по счету экспедиция.

Поначалу станцию предполагали использовать до 2015 года, но потом срок продлили до 2020-го, а затем и до 2024-го. Теперь партнеры (Россия, Канада, США, Япония и десять государств Европейского космического агентства) решают, можно ли продолжить эксплуатировать МКС до 2028-2030-х. Между тем в последние годы различные утечки, знаменитые «отверстия» и нештатные ситуации на борту станции и пристыкованных к ней аппаратах случаются не так редко.

В общей сложности к 2017 году на создание и поддержание станции потратили почти 122 миллиарда долларов (Соединенные Штаты вложили около 82 миллиардов, Россия — более девяти миллиардов (хотя использовала 33 процента ресурсов космической станции), Европа — порядка 13 миллиардов, Япония — практически 15 миллиардов, а Канада — 2,8 миллиарда). При этом на ежегодное ее обслуживание уходит по пять миллиардов (четыре миллиарда выделяет NASA).

30.11.2020
Новый глюк в коментах. После вставки ссылки на статью редактирование становится невозможным. Текст просто не показывается.
30.11.2020
Поглядел на фото в начале статьи - и задался вопросом - почему на "Союзах", уже более полувеке, начиная с королевско-мишинского 7К-ОК, теплоизоляционные маты темно-зеленого цвета? Вроде бы теплоизоляцию оптимально делать с серебристым покрытием, как сделали американцы на переходном отсеке "Союх-Аполлон". Какой здесь секрет?
28.11.2020
У меня есть идея получше. Земля уже все равно изношенная, и через несколько миллиардов лет на ней начнутся необратимые каскадные изменения. Так вы поищите себе другую планету.
26.11.2020
Лучше бы занимались колонизацией Луны, а не бесполезными болтающимися модулями на орбите, которые спустя 20 лет службы сбрасывают в океан. На МКС уже провели достаточно экспериментов. С остальным справляются спутники. Пора уже хоть что то на Луне построить и там сделать жилые отсеки.
    26.11.2020
    Колонизация Луны куда более дорогое и опасное занятие, а вот польза от нее пока неочевидна. Гелий-3 конечно классная штука, но до постройки хоть одного термоядерного реактора он никому нафиг не нужен в промышленных масштабах.
      27.11.2020
      Я вас умоляю. На Луне хоть полезные ископаемые есть которые можно применить на месте. А на МКС вообще ничего. Только эксперименты, которые уже 300 раз повторяли и наблюдение Земли, что можно сделать и спутниками без людей. На Луне же можно построить очень большой телескоп в каком ни будь кратере. Там не будет атмосферных помех. Можно использовать почву, в составе которой есть металлы, кислород, кремний, если поискать то и фосфор и вода и думаю аммиак найдется. Всё это можно использовать для строительства блоков колонии, солнечных батарей и заполнения новых блоков кислородом, взятым из тех же оксидов металлов почвы. А потом расти блок за блоком, наращивать инфраструктуру, город в конце концов, создавать государства, или расширять сферы влияния уже существующих государств.
        27.11.2020
        Телескоп не построить пока неизвестен материал для зеркала способный долго работать в лунных условиях. Добывать строить придется людям автоматика пока не умеет даже шнурки завязать. МКС летает под прикрытием земного магнитного поля на луне все будет по взрослому. Не факт что люди сумеют жить в таких условиях долго. А им ведь еще и вкалывать придется чтобы хоть что-то построить или добыть. Промышленной отдачи от луны никакой все будет слишком дорого а для использования на месте еще надо придумать технологии способные работать в лунных условиях и при минимальном участии человека. Все это конечно решаемо но не прямо вот завтра. А с МКС надо что-то делать в ближайшие пять лет. Ну и скажите это Байдену. С большой долей вероятности лунная программа США будет отложена или вовсе прекращена после ухода Трампа. А у России банально нет денег на такой дорогой даже для Америки проект.
          28.11.2020
          В составе луны есть такие соединения, как FeTiO3, (Mg, Fe)2[SiO4], Ca[Al2Si2O8], R2[Si2O6], где R — Na, Ca А также вода. Воду можно электролизом разлагать на кислород и водород. Кислородом наполнять атмосферу отсеков, а водород пустить на утилизацию углекислого газа: CO2 + 4H2 = CH4 + H2O Воду можно опять пустить на электролиз, а метан на реакцию с одним из соединений, к примеру с FeTiO3 с получение чистого железа, чистого титана, и углекислого газа и воды. Что делать с углекислым газом я уже писал. Что делать с водой - тоже. А вот из железа и титана можно строить новые блоки колонии и подсоединять их блок за блоком и наполнять атмосферой из чистого кислорода под низким давлением. То есть нам изначально потребуется источник энергии, например солнечная электростанция или ядерная, несколько жилых отсеков, отсек переработки газов, и металлургический отсек. Все, что понадобится космонавтам - копать реголит и нести его на переработку. Еще на луне конечно же имеется кремний, который можно использовать для производства новых солнечных батарей. И если покопаться, думаю найдется и сера и азот и фосфор, и остальные элементы. Наращивая колонию блок за блоком однажды можно довести её до таких размеров, когда растения сами смогут справляться с лишним углекислым газом. Тогда уже не потребуется ни электролиз воды, ни придумывать как утилизировать углекислый газ и метан. К тому моменту можно уже получить полноценный автономный город. А дальше он сможет развиваться без учачастия Земли. Самостоятельно. Государство может объявить город частью своей территории, и иметь политическое влияние уже на другой планете. А частники вроде Маска могут зарабатывать на перевозке туда и обратно людей.
            28.11.2020
            Ну допустим. Забыли про деньги и мотивацию. Для начала потребуется ракета способная доставить на Луну источник энергии, жилой отсек и парочку космонавтов. Такой ракеты пока нет ни у кого. SLS строится, но что-то уж очень долго. У Маска Спейсшип тоже еще не готов. Впрочем ему Луна и не интересна. Ну разве что будет госзаказ. Который вряд ли. У Китая и России ракеты сверхтяжелого класса тоже лишь в проекте. На чем лететь будете за водой и реголитом?
              28.11.2020
              что касается денег и мотивации, Маск говорил, что билет в один конец будет стоить по цене квартиры. Кто захочет изменить свою жизнь и искать приключений вне Земли может продать квартиру и купить билет на старшип на Луну или Марс. То есть мотивация будет та же, что у тех, кто когда-то колонизировал Америку - поиск новой жизни. А стоимость билета будет равняться стоимости квартиры.
                29.11.2020
                Вот только Марс от Америк кардинально отличается. Да и современные американцы от пионеров-основателей. Это будет не "завоевание рая" (мягкий климат, свободная плодородная земля), а колонизация Северного полюса, людьми вполне обеспеченными у себя дома ($500 000 в собственности, не ипотека). Чтобы такой челлендж удался, на Марсе должны найти ресурс, который обещает сказочное обогащение, как золото на Аляске. Или на Земле должно стать очень хреново, как было земледельцам в Англии. Возможно Маск и тут что-нибудь придумает. Но пока акционеры предпочитают сидеть дома и следить за котировками.
              28.11.2020
              Я думаю Маск свой старшип таки допилит. И Луна ему таки интересна. Старшипов будет 5 версий, один из которых лунный. Если быть точнее, то в планах такие версии старшипов, как грузовой (перевозит грузы), заправочный (перевозит топливо), пассажирский (на Марс и между континентами), для дальнего космоса (версия для полета в один конец), и собственно Лунный - для перевозки пассажиров между орбитой Земли и поверхностью Луны без посадки на Землю, но с заправкой на орбите Земли. И Луне Маск тоже много посвящал выступлений. Перед тем, как высадить старшипы на Марс Маск собирается сначала высадить людей на старшипе на Луну. Но всё же на Луне он делает меньше акцента, так как Марс - его конечная цель. Луна - второстепенна, но тоже колонизация планируется. Старшип перспективен именно многоразовостью и возможностью производить топливо на Марсе. На Луне ему производить топливо не нужно. Того, что останется после посадки будет достаточно для возврата на орбиту Земли и повторной заправки. SLS конечно с такой задачей не справится. На нем колонизировать Луну не получится. Что касается Роскосмоса - то ему неплохо было бы копировать старшип, как он начал копировать фалконы, делая Амур. Только копировать старшип Росскосмос начнет только после того, как старшип покажет свою эффективность.
                29.11.2020
                Что до копирования Фальконов это пока вилами на воде писано. Нет двигателей - метановый РД-169 только начал разрабатываться. Нет посадочных площадок для многоразовых ступеней и стартового комплекса для самой ракеты. И даже проект еще не готов. Учитывая что у Илона на это ушло больше 10 лет, то перспективы российских "фальконов" более чем туманны. Даже по оптимистическим оценкам Роскосмоса эта ракета стартует не раньше 2026 года. И скорее всего ее ждет судьба Союзов ибо после создания Старшипа она опять безнадежно устареет. Спасти Амур может разве что чудо, вроде внезапной смерти основателя Спейс-икс от коронавируса. Похоже Петрову и Боширову опять светит командировка ))https://www.roscosmos.ru/29357/
                29.11.2020
                Вертеться и усиленно разрабатывать роскосмосу в любом случае придется. Да, на момент создания амура он уже скорее всего сразу будет устаревшим, но запуски на нем сравнятся со старшиповскими, так что-какую ни какую надежду Роскосмосу это всё же даст. Ну а как только старшипы заработают, Роскосмос начнет пилить свой старшип на месте. Но только когда старшип покажет свою эффективность, что он не как ракета Н1, потому, что ракета Н1 падала как раз из-за большого количества движков, что вызывало неконтроллируемые вибрации и разрушения топливопроводов. Поэтому в Роскосмосе считают, что Старшип, в котором движков еще больше, чем в Н1 - провалится. На это они надеются. Но если всё таки он окажется рабочим, то свой старшип Роскосмосу придется пилить, так как другого выхода у них не будет. Иначе - он полностью обанкротится, закроется и Россия совсем потеряет свою космонавтику, ну или перейдет только на военные заказы. А если власти это допустят, то это нанесет большой удар по их репутации, поэтому им придется пилить свой старшип, но начнут делать они это не раньше, чем старшип Илона слетает на Марс и обратно.
26.11.2020