30.07.2021
11 253

В РКК «Энергия» объяснили внезапное включение двигателей модуля «Наука»

5.8

Генеральный конструктор «Энергии» и руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев назвал причину незапланированного включения двигателей нового модуля «Наука», из-за которого станцию развернуло на 45 градусов.

Модуль "Наука" в составе МКС
Фото: Олег Новицкий

Причиной нештатного запуска двигателей нового лабораторного модуля «Наука» стал кратковременный программный сбой, заявил генеральный конструктор корпорации «Энергия», руководитель полета российского сегмента МКС и летчик-космонавт Владимир Соловьев.

Он отметил, что ситуацию удалось быстро нормализовать с помощью двигательной установки служебного модуля «Звезда». «В настоящий момент станция находится в штатной ориентации, все системы МКС и МЛМ работают нормально. Создан надежный внутренний силовой и командный интерфейс, а также интерфейс энергопитания, которые связали модуль со станцией», — уточнил летчик. Теперь космонавты выравнивают давление в новом модуле.

Согласно переговорам экипажа станции с Землей, люк в «Науку» откроют примерно в 20:45 по московскому времени. На время продувки топливной системы модуля, с 18:30 до 20:30, российским космонавтам предложили «погостить» у американских коллег.

«Наука» — строительство которой начали в 1995 году, а запуска ожидали целых 14 лет — вчера днем успешно пристыковалась к МКС. Спустя три часа стало известно о незапланированном включении двигателей модуля, из-за чего станцию развернуло на 45 градусов. В «Роскосмосе» инцидент объяснили «работой с остатками топлива». Чтобы компенсировать возмущения и вернуть МКС в нужное положение, активировали двигатели «Звезды» и корабля «Прогресс МС-17».

Модуль «Наука» в составе МКС / © Космонавт Олег Новицкий

По информации NASA, российское космическое ведомство планирует расследовать ЧП, однако источник РИА Новости в отрасли это опроверг. «В «Роскосмосе» удивлены реакцией американцев на особенности стыковки модуля «Наука» с МКС. Никаких комиссий по этому вопросу, тем более с инженерами NASA, создаваться не будет, ситуация принята как штатная», — заявил собеседник агентства.

На интеграцию МЛМ в состав станции уйдет как минимум полгода. За это время экипаж около десяти раз выйдет в открытый космос, чтобы протянуть кабели и трубопроводы, установить шлюзовую камеру, радиационный теплообменник и прочее. Потом на новой орбитальной лаборатории начнут проводить исследования и эксперименты (всего их запланировали 13 штук).

Модуль имеет и бытовое предназначение: космонавты получат дополнительное место для работы, хранения грузов, аппаратуру генерации воды и кислорода, а еще каюту для третьего члена экипажа и второй туалет. На борту «Науки» есть автономный передислоцируемый манипулятор ERA (European Robotic Arm) производства немецкой компании Fokker Space, благодаря которому некоторые работы можно будет проводить без выхода в открытый космос. Ресурс МЛМ-У рассчитан до 2027 года с возможностью продления вплоть до 2030-го.

Поначалу «Науку» хотели задействовать в роли дублера первого модуля «Заря», а в 2004-м ее решили создавать как полноценный модуль. Запуск планировали на 2007 год, но из-за финансовых и технических проблем это событие неоднократно переносили. В итоге долгожданный старт состоялся на прошлой неделе с Байконура. «Наука» заняла место прослужившего 20 лет старого модуля «Пирс»: 26 июля, с опозданием на несколько дней, его отстыковали от станции и затопили в несудоходном районе Тихого океана.