• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Вчера, 12:12
Василий Парфенов
16
1 510

Станция Lunar Gateway получается слишком тяжелой и сложной для посещения

6.8

Бухгалтера и аудитора не запутаешь рассказами о светлом футуристическом будущем, сулящем волшебные перспективы науки и прогресса. Им подавай сухие цифры дебета с кредитом и четко описанные планы действий на случай, если эти показатели не сойдутся. Именно поэтому, пожалуй, самое интересное о реальной обстановке внутри американской космонавтики рассказывают отчеты Счетной палаты США. Новый документ ведомства посвящен программе создания окололунной посещаемой станции — и он прекрасен в своей бессердечно холодной, бюрократически жестокой критике проекта.

Проблемы с весом и сложностью Lunar Gateway
Детализированная 3D-модель посещаемой окололунной орбитальной станции Lunar Gateway. Конфигурация соответствует текущему видению проекта, подсоединены все модули, включая международные, а также пристыкован корабль Orion. При этом не показаны Starship HLS и грузовой корабль / © NASA

Первоочередная проблема с Lunar Gateway, на которую обратили внимание аудиторы Счетной палаты США (GAO) в опубликованном 31 июля отчете, — перевес. Два первых изготавливаемых модуля станции (PPE и HALO) уже превысили планируемую массу при запуске на 1312 килограммов. Если ничего не предпринять, у ракеты Space Launch System просто не хватит энергии, чтобы забросить их на нужную траекторию.

Аудиторы предложили несколько вариантов решения: либо пересмотреть характеристики носителя на основе реальных данных уже совершенных запусков (такое бывает, ракеты оказываются чуть производительнее, чем изначально рассчитывалось), либо скорректировать пусковые окна для выбора более энергетически выгодных траекторий, либо урезать функционал модулей.

В последнем случае можно обойтись малой кровью и снизить запасы топлива в PPE, но тогда его придется больше довозить отдельно после развертывания станции. Аналогичная ситуация — с HALO: модуль при запуске содержит некое количество припасов и оборудования, которые теоретически можно выгрузить, чтобы потом довезти грузовыми или пилотируемыми миссиями. Альтернативный вариант явно будет дороже: придется перепроектировать компоненты или модули целиком.

Какой именно подход выбрать, GAO не может советовать — это аудиторское ведомство, а не инженерное. Бремя решения лежит на ответственных за проект сотрудниках Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA). Причем им нужно поторопиться и в кратчайшие сроки разработать свой план «менеджмента массы».

Администратор космического агентства должен разослать этот документ всем задействованным в проекте сторонам до намеченного на сентябрь мероприятия critical design-informed synchronization review. Это всестороннее рассмотрение нынешнего хода выполнения проекта, в результате которого усилия NASA и подрядчиков корректируются для достижения ранее намеченных сроков и бюджетных целей. Либо эти сроки и цели изменяются, но каждый такой пересмотр ранее одобренных цифр рано или поздно потом придется обоснованно защищать перед конгрессом.

Другие отмеченные Счетной палатой проблемы включают:

  • Общая сложность проекта — он требует взаимодействия семи отдельных программ NASA, множества подрядчиков и нескольких международных партнеров;
  • Сомнительная перспектива использования Lunar Gateway в качестве промежуточного шага на пути к освоению Марса — к тому моменту, когда в реальности начнутся полеты людей на Красную планету (2040-е годы), станция уже будет близка к окончанию своего срока эксплуатации;
  • Уже выявленные технические неполадки — например, ряд электронных компонентов провалил наземные испытания и требует доработки;
  • Недостаточная энерговооруженность для поддержания своей ориентации: если к Lunar Gateway пристыковать заправленный Starship HLS, ее масса возрастет в 19 раз, модуль PPE не рассчитан на такие нагрузки и, скорее всего, не сможет корректно манипулировать всей связкой;
  • Срыв сроков и потенциальный перерасход бюджета — первый экипаж на Lunar Gateway должна доставить миссия Artemis IV в сентабре 2028 года. Значит, сама станция должна выйти на окололунную орбиту в сентябре 2027-го, чтобы завершить все проверки до прибытия астронавтов, а ее наиболее оптимистичная дата запуска намечена на декабрь 2027 года и наверняка сдвинется вправо.
Проблемы с весом и сложностью Lunar Gateway
Авторы отчета визуализировали невероятную сложность первой же миссии к Lunar Gateway в виде наглядного комикса. Задача Artemis IV — введение окололунной станции в эксплуатацию и посещение поверхности Луны, для этого необходима сама станция и посадочный аппарат. Получается следующая картина: (1) сначала необходимо запустить два основных модуля LOP-G (PPE и HALO); (2) отправить к развернутой станции в минимальной конфигурации корабль (Dragon XL) с топливом и провиантом для будущей экспедиции; (3) запустить на околоземную орбиту Starship в варианте хранилища (depot), заправить его топливом с помощью нескольких танкеров, запустить посадочный аппарат Starship HLS, заправить его от хранилища и отправить к Lunar Gateway; (4-6) одним запуском доставить к Луне третий модуль LOP-G (I-HAB) и пилотируемый корабль Orion с экипажем, причем в процессе нужно выполнить перестыковку (как это делали «Аполлоны» в свое время), а еще для этой миссии нужна готовая SLS более мощной версии Block 1B и новый мобильный транспортер ML-2, чтобы довезти изрядно потяжелевшую ракету на стартовый стол; (7-8) посещение Луны астронавтами, забор образцов реголита и успешное завершение миссии / © GAO

Идея развернуть на орбите вокруг Луны временно обитаемую станцию получила движение внутри NASA 12 лет назад. Тогда проект носил рабочее название Deep Space Habitat, и первое серьезное финансирование на предварительные исследования он получил в 2015 году. Спустя еще пару лет к инициативе официально привлекли международных партнеров.

К 2019 году станция наконец обрела некий облик, а весь проект — идеологическое подкрепление. Сейчас она носит название Lunar Orbital Platform-Gateway (LOP-G, или Lunar Gateway), хотя иногда в неофициальных публикациях встречаются и более старые варианты вроде Deep Space Gateway (DSG).

Планируется, что LOP-G станет центром международного сотрудничества в космонавтике после заката эпохи Международной космической станции. С помощью этой станции человечество научится работать в дальнем космосе, начав освоение Луны, а затем и Марса. По крайней мере, так проект защищали перед конгрессом США представители NASA.

Нынешний облик Lunar Gateway следующий: два американских модуля — энергетический PPE и обитаемый HALO, а также три международных — европейский многофункциональный ESPRIT (связь, перезаправка топливом, склад и жилая зона), европейско-японский жилой I-HAB, а также шлюзовый модуль, созданием которого занимается Космический центр Мухаммеда бин Рашида (MBRSC, космическое агентство ОАЭ).

За логистику грузов на станцию отвечают частные подрядчики, среди которых наибольшую готовность показывает компания SpaceX с ее модифицированным кораблем Dragon XL. Людей доставит на LOP-G и вернет на Землю корабль Orion.

Для спуска на лунную поверхность планируют использовать результат или результаты программы Human Landing System (HLS). Пока наиболее вероятным кандидатом на эту роль выступает модифицированный SpaceX Starship.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 15:07
Александр Березин

Проект «Гермес» стал первым нелегководным реактором в США за полвека. От жидкосолевых реакторов других стран его отличает необычная схема с использованием соли только для охлаждения реактора, а не как растворителя для ядерного топлива в активной зоне.

Позавчера, 12:52
Unitsky String Technologies Inc.

Белорусские инженеры создали для транспортно-инфраструктурного комплекса uST рельсовый беспилотник — юнибус U4-220, состоящий из нескольких секций и способный перевозить 48 пассажиров.

Вчера, 12:12
Василий Парфенов

Бухгалтера и аудитора не запутаешь рассказами о светлом футуристическом будущем, сулящем волшебные перспективы науки и прогресса. Им подавай сухие цифры дебета с кредитом и четко описанные планы действий на случай, если эти показатели не сойдутся. Именно поэтому, пожалуй, самое интересное о реальной обстановке внутри американской космонавтики рассказывают отчеты Счетной палаты США. Новый документ ведомства посвящен программе создания окололунной посещаемой станции — и он прекрасен в своей бессердечно холодной, бюрократически жестокой критике проекта.

29 июля
Игорь Байдов

Небольшие межзвездные космические зонды, которые инженеры собираются отправить к системе альфа Центавра в ближайшие десятилетия, планируют оборудовать световыми парусами. Эти паруса будут использовать давление солнечного света или влияние лазера на зеркальную поверхность, чтобы приводить в движение космический аппарат. Пока ученые не создали полноценный работающий прототип, поэтому проект по отправке космического флота стоит на паузе. Однако группа нидерландских исследователей заявила, что им удалось разработать крошечный световой парус, который, по словам инженеров, поможет людям достичь звезд намного раньше, чем предполагалось.

29 июля
Татьяна

Смерть всегда переживается тяжело, особенно если речь идет о родном человеке. Утрата вызывает не только психологическую травму, но отражается на физическом здоровье, повышая в будущем риск сердечно-сосудистых нарушений, деменции. Как это связано, не вполне ясно. Ученые из США подошли к вопросу, используя методы, разработанные в науке о старении.

31 июля
Олевия

Все мы слышали о случаях, когда человек, получивший пустышку вместо лекарства, ощущал улучшение состояния. Это явление называется плацебо-эффектом и долгое время оставалось загадкой для ученых. Почему наши ожидания могут настолько сильно влиять на здоровье? Новая научная работа показала конкретные пути такого влияния.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

26 июля
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

[miniorange_social_login]

Комментарии

16 Комментариев
1 2
1 2
10 часов назад
-
0
+
Про Dragon XL даже и не знал, хорошая статья. Dragon XL это какое-то сгорающее недоразумение, как Cygnus, но раз деньги заплатят, то наверное и так сойдёт
    Василий Парфенов
    2 часа назад
    -
    0
    +
    1, оно сгорающее, потому что спейсы не стали заморачиваться с более живучим щитом, чем у околоземного дракона. Все же при возврате от Луны энергетика слишком сильно выше. Ну и называть сигнус недоразумением — довольно странно. Прекрасный грузовик. Если не считать уже давно не летающий европейский ATV, он самый логистически удобный: 27 кубов герметичного объема, в которые умещается ажно 3,5 тонны добра. По массе больше возят только японцы, по объему у него вообще равных нет. Плюс, в отличие от почившего в бозе европейского варианта, Cygnus простой, как угол дома, из-за чего крайне эффективный по массе, его собственная с топливом всего 1,8 тонны (ПН в два раза больше собственной).Кароч, не надо гнать на него, замечательный корабль
    +
      ещё комментарии
      Василий Парфенов
      2 часа назад
      -
      0
      +
      И мое брюзжание в защиту сигнуса на этом не заканчивается. Во-первых, когда разродится следующая итерация антареса, полетит ещё более жирный вариант Cygnus на 5 тонн полезной нагрузки. Во-вторых, модуль HALO для Lunar Gateway — это фактически здорово переделанный бочонок сигнуса
      1 2
      1 2
      2 часа назад
      -
      0
      +
      Сига корабль норм, и даже как обитаемый отсек это крутая вещь, лёгкий и самостоятельный (если систему жизнеобеспечения подкрутить), но Маск-то позиционирует себя многоразовым визионером и решительно осуждает одноразы. А тут хоба - "$20 is $20". Он кстати мог бы агрегатный отсек отделять и возвращать, а алюминиевый пузырь отстреливать, все были бы рады. Написал бы в твитере что пузырь cheap и 10% of cost. Ну ок, в общем-то лично я ничего плохого тут не вижу, деньги не пахнут конечно. Что касается АТВ, это позорный чугунный корабль:13 тонн собственной массы при массе груза 7,5 т. И из этого груза только 5,5 т - сухой полезный груз, остальное вода, кислород-азот в баках и топливо в баках. Кошмарный попильный корабль, зато легаси и рабочие места...бррр. АТВ - достойная пара к перетяжелённому в 2-3 раза Ориону, очень хорошо они вместе смотрятся, во👍
        Василий Парфенов
        14 минут назад
        -
        0
        +
        1, Маск и его космическая контора могут себя как угодно позиционировать, по мнению общественности, но единственное, чем они оба двое являются, так это прагматиками. Смысла делать хоть какую-то часть лунного дракона повторно используемой пока нет. Появится -- будет реюз (появится в том смысле, что оправдает разработку щита, позволяющего шмякаться об атмосферу на второй космической) А еще я и за ATV сейчас впрягусь, вообще не смущает. Если смотреть на табличные характеристики, то это да, какой-то гомункул не особо эффективный. Тем более по сравнению с Сигнусом. Однако. ATV -- роботизированная платформа, которая сама стыкуется (сигнус присобачивается к док-адаптеру манипулятором), обладает некислой дельтой для маневрирования и хорошей энергетикой в целом. Ее инженерный задел -- единственный шанс европейских аэрокосмических компаний самостоятельно разработать полноценный космический корабль. Плюс это все технологии 80-90-х с соответствующим переизбытком массы "для уверенности". Казалось бы попилошная для сохранения рабочих мест. Тем не менее, сервисный модуль ATV стал основой сервисного модуля Ориона. Кооперация, которая была бы невозможна, если бы ЕКА в свое время не согласились создать корабль с избыточными возможностями для выполнения простой задачи "забросить сколько-то там тонн на МКС". Европейцы очень хороши в деле создания герметичных космических конструкций (половину МКС построили так-то и половину лунной станции будут делать), но вот с кораблями у них прям швах, нет почти. Вдобавок, когда у тебя из доступных собственных носителей Ариан пятый, тебе так начхать на сухую массу корабля, что можно его не из алюминия делать, а из чугуна. Все равно для управляемости ракеты адаптер ПН утяжелять кирпичами перед запуском придется.
    Иван Колупаев
    2 часа назад
    -
    0
    +
    1, для снабжения лунной станции немного странно делать дорогой возвращаемый грузовик. Куда проще сделать дешевый сгораемый. Система посадки усложняет конструкцию и экономическая выгода от возвращения железной бочки с лунной орбиты становится неочевидна.
    +
      ещё комментарии
      1 2
      1 2
      1 час назад
      -
      0
      +
      Иван, да всё верно, экономически многораз с Луны - ну такое. Но и Старшип для Луны неоптимален. Если бы мне поставили задачу "сохранить лицо" многораза в случае с Луной, я бы сделал отстыковываемый агрегатный отсек с щитом. Давайте посчитаем сколько это отнимет грузоподъёмности: Обычный Dragon XL (если вывод на Falcon 9) - полная масса 22т - масса топлива 14т - масса груза 3т - масса баков 0,8т - масса герметичного отсека 2,5т (объём 10 м3) - сухая масса агрегатного модуля (без баков, со стыковочным узлом) 1,7т Вот если к этому модулю 1,7т добавить щит на 0,4т, топливо (со своими баками) 0,15т и парашюты 0,2т, то полезный груз сократится на ≈30% (2,25т вместо 3т). 2,3т это примерная грузоподъёмность Прогресса, а прогрессами снабжают МКС. Не так и плохо, да?
Сергей Сфыеду
17 часов назад
-
0
+
"когда в реальности начнутся полеты людей на Красную планету (2040-е годы)" - кое кто митинговал, что к 2030 году свершится.
    Александр Березин
    3 часа назад
    -
    0
    +
    Сергей, в новости выше в этом месте идет речь о заблуждениях НАСА, а не о том, когда такие полеты начнутся в реальности (что, несомненно, будет ли либо в 2030-х, либо (в случае гибели Маска) не случится и в 2040-х.
    +
      ещё комментарии
      Иван Колупаев
      3 часа назад
      -
      0
      +
      Александр, причем здесь НАСА, Сергей намекает на ваши заблуждения 🙂 и да, к 30-му году и в 30-х это существенное уточнение как-никак 10 лет накинули к прогнозу.
        Александр Березин
        2 часа назад
        -
        0
        +
        Иван, "Александр, причем здесь НАСА, Сергей намекает на ваши заблуждения 🙂" И давно ли я последний раз прогнозировал высадку людей на Марсе к 2030-му году? Не подскажете? "как-никак 10 лет накинули к прогнозу." Я абсолютно точно 10 лет к своему прогнозу не накидывал никогда. Это легко заметить по комментарию выше -- я никак не называю там конкретный год высадки. Последние годы я называю вероятной дату 2034-го.
Иван Колупаев
23 часа назад
-
1
+
Вот чего у амеров не отнимешь так это бОльшую прозрачность их космических структур. Понятное дело что все тоже не рассказывают и в пресс-релизах у них все замечтательно, однако подобный аудит в Роскосмосе трудно представить.
    Василий Парфенов
    20 часов назад
    -
    0
    +
    Иван, я тут обнаружил, что в плане изучения космонавтики всякой все больше ценю творчество GAO. Это прям произведения искусства — настолько дотошно, при этом понятно и популярно они в своих аудитах все разбирают, что мало какому популяризатору космонавтики под силу повторить
Павел Зверев
24 часа назад
-
0
+
Грамотная статья. Давно пишу в комментариях, что Артемиду ждет судьба Аполлона. Это по сути политический проект в противовес Китаю. Наса же все-таки научная организация и кэф затраты/научная отдача у Артемиды/Гэйтвэй на порядок ниже чем у беспилотных миссий.
    Василий Парфенов
    21 час назад
    -
    0
    +
    Павел, спасибо, стараемся Насчёт "коэффициента" — нет. Условная научная отдача от этого проекта все равно будет гораздо выше, чем от роботизированных поверхностных и орбитальных миссий за те же деньги суммарно. Банально потому что бродящие по Луне и болтающиеся вокруг нее люди более универсальны и могут делать в тысячу раз больше разных операций чем сотни специализированных роботов. Но это не отменяет того факта, что Gateway вместе с Artemis — чрезвычайно неоптимальные программы с точки зрения соотношения трат и потенциального выхлопа. Эти пилотируемые программы можно было бы сделать гораздо разумнее. Просто мы живём в мире людей, а люди не идеальны и всегда будут преследовать очень разные интересы и точки зрения. На этом этапе развития общества вот такую кривую и косуб схему получилось сделать, другой ну не вышло. Стоит учесть на будущее.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно