• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
02.10.2020
ПНИПУ
1 631

В ПНИПУ создали не имеющий аналогов «навигатор» для бурения нефтяных скважин

4.9

Ученые Пермского Политеха создали систему на основе оптоволоконных гироскопов, которая будет автоматически контролировать направление бурения без остановки работы и повысит его точность. «Навигатор» позволит значительно сократить стоимость оборудования для строительства скважин. У технологии нет аналогов в России и в мире.

В ПНИПУ создали, не имеющий аналогов, «навигатор» для бурения нефтяных скважин / ©unikassa.ru

Результаты исследования опубликованы в журнале Topical Issues of Rational Use of Natural Resources. Его провели при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. «Сейчас при строительстве «сложных» скважин применяют роторные управляемые системы. Они позволяют контролировать и изменять направление бурения, не останавливая работу. Чтобы определить, где находится долото, специалисты используют телеметрические системы.

Волоконно-оптические гироскопы – самые точные и высокотехнологичные датчики для этого оборудования. Мы разработали «навигатор» для прокладывания скважин на основе твердотельных гироскопов», – рассказывает доцент кафедры нефтегазовых технологий Пермского Политеха, кандидат технических наук Александр Мелехин.

Блок навигационной системы / ©Пресс-служба ПНИПУ

Условия добычи запасов «черного золота» становятся более сложными, поэтому требования к точности бурения нефтяных скважин тоже возрастают. По словам ученых, датчики, расположенные в телеметрической системе, играют в этом процессе роль подземных «навигаторов». Они помогают контролировать направление оси скважины и перегибов, которые могут усложнить ее бурение и использование в будущем

Разработчики считают, что оптоволоконные гироскопы в последнее время становятся наиболее перспективными. Они достаточно компактны, могут работать в условиях больших перегрузок, обеспечивают высокую точность измерений и долго служат, при этом стоят не дороже аналогов «прошлого поколения».

Бесплатформенная инерциальная навигационная система на базе высокоточных датчиков угловых скоростей с системой стабилизации / ©Пресс-служба ПНИПУ

В отличие от них, новые датчики считывают не магнитное поле Земли, а гравитацию. Это позволит нефтедобывающим предприятиям отказаться от применения дорогостоящего оборудования – немагнитных утяжеленных бурильных труб. Разработка поможет сократить расстояние от долота до измерительного блока для получения более оперативных данных.

«Мы провели исследования экспериментального образца нашей навигационной системы на основе волоконно-оптического гироскопа. 24 замера под разными углами скважины показали, что гироскопы обладают всеми необходимыми характеристиками по точности», – поясняет ученый. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (национальный исследовательский, прошлые названия: Пермский политехнический институт, Пермский государственный технический университет) — технический ВУЗ Российской Федерации. Основан в 1960 году как Пермский политехнический институт (ППИ), в результате объединения Пермского горного института (организованного в 1953 году) с Вечерним машиностроительным институтом. В 1992 году ППИ в числе первых политехнических вузов России получил статус технического университета.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

Вчера, 11:27
Дарья Губина

Ученые исследовали гранулы магнетита в образцах с поверхности астероида Рюгу и обнаружили на их поверхности соединения азота — элемента, без которого не появилась бы жизнь на Земле.

Позавчера, 14:23
ПНИПУ

Марс — точка притяжения ученых умов, объект мечтаний писателей, кинематографистов и обычных людей. Математик первой категории кафедры математического моделирования систем и процессов, преподаватель Политехнической школы ПНИПУ Евгений Бурмистров рассказал, чем опасны межпланетные путешествия, какую выгоду человечество извлечет из колонизации Красной планеты, возможно ли воссоздать атмосферу на Марсе и как вернуться обратно на Землю.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

27 ноября
Ольга Иванова

Финские исследователи пришли к выводу, что возрастная потеря слуха может быть связана с нездоровой потерей веса.

29 ноября
УрФУ

Палеонтологи из России и Таджикистана обнаружили в урочище Куруксай (Таджикистан) уникальную находку — череп древнего верблюда Трофимова периода раннего плейстоцена возрастом 2,5 миллиона лет. Целый череп — большая удача, так как в основном находят его части или кости, а черепную коробку верблюда конкретно этого вида раньше не находили.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

Позавчера, 15:39
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: