В ПНИПУ оценили перспективность месторождений нефти с помощью искусственного интеллекта — Naked Science

Основная часть добычи нефти в России происходит на старых месторождениях. Чтобы давать скважинам «вторую жизнь», ученые Пермского Политеха и Санкт-Петербургского горного университета впервые разработали комплексную методику на основе искусственного интеллекта. Программа будет анализировать все факторы и прогнозировать объем черного золота. Новая методика поможет сэкономить от 2-4 миллионов рублей на скважину.

В ПНИПУ оценили перспективность месторождений нефти с помощью искусственного интеллекта / ©mtdata.ru

Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Георесурсы». Исследование они провели при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. «Основную часть черного золота в России добывают на старых нефтегазовых месторождениях. Наиболее продуктивные объекты здесь уже разработаны, а скважины имеют большую долю попутной воды и недостаточно продуктивны.

Объемы добычи нефти увеличивают с помощью геолого-технических мероприятий, но важно точно спрогнозировать их технологическую и экономическую эффективность. Поэтому мы предложили первую комплексную методику, которая оценивает потенциал скважин-кандидатов», – рассказывает один из разработчиков, старший преподаватель кафедры «Геология нефти и газа» Пермского Политеха Александр Кочнев.

Новая методика российских ученых позволяет точно и оперативно прогнозировать эффективность геолого-технических мероприятий. Программа будет автоматически определять объем нефти и жидкости в скважине с учетом меняющихся условий и факторов. Исследователи уже апробировали ее на месторождении, где добывают черное золото с помощью технологии радиального бурения. В планах ученых – тиражировать методику на все основные геолого-технические мероприятия по увеличению продуктивности скважин.

График прогноза технологических показателей по скважине / ©Пресс-служба ПНИПУ

При прогнозе необходимо учитывать влияние и геологических, и технологических параметров скважин, считают исследователи. Поэтому они создали базу данных и выявили для каждого мероприятия наиболее «определяющие» потенциал добычи параметры. Затем разработчики построили модели машинного обучения, которые прогнозируют объем нефти и жидкости после проведения геолого-технических мероприятий. Чтобы получить данные на долгосрочную перспективу, ученые объединили математические модели с геолого-гидродинамической моделью месторождения.

Среднесуточный прирост объема нефти – с использованием новой методики и фактический / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Мы сравнили прогнозы добычи нефти по новой методике с теми способами, которые применяют сейчас. Результаты показали, что аналоги значительно занижают оценки скважин – примерно на 32 процента. Новая методика поможет сэкономить от 2-4 миллионов рублей на скважину. Она позволит отказываться от неэффективных мероприятий и более точно определять перспективные скважины, от эксплуатации которых сейчас отказываются, и получить дополнительный объем нефти», –  поясняет исследователь.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.

В Японии провели церемонию спуска на воду фрегата типа Mogami. В перспективе страна намерена построить несколько десятков таких кораблей.