В ПНИПУ оценили перспективность месторождений нефти с помощью искусственного интеллекта — Naked Science
06.11.2020

Основная часть добычи нефти в России происходит на старых месторождениях. Чтобы давать скважинам «вторую жизнь», ученые Пермского Политеха и Санкт-Петербургского горного университета впервые разработали комплексную методику на основе искусственного интеллекта. Программа будет анализировать все факторы и прогнозировать объем черного золота. Новая методика поможет сэкономить от 2-4 миллионов рублей на скважину.

В ПНИПУ оценили перспективность месторождений нефти с помощью искусственного интеллекта / ©mtdata.ru

Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Георесурсы». Исследование они провели при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. «Основную часть черного золота в России добывают на старых нефтегазовых месторождениях. Наиболее продуктивные объекты здесь уже разработаны, а скважины имеют большую долю попутной воды и недостаточно продуктивны.

Объемы добычи нефти увеличивают с помощью геолого-технических мероприятий, но важно точно спрогнозировать их технологическую и экономическую эффективность. Поэтому мы предложили первую комплексную методику, которая оценивает потенциал скважин-кандидатов», – рассказывает один из разработчиков, старший преподаватель кафедры «Геология нефти и газа» Пермского Политеха Александр Кочнев.

Новая методика российских ученых позволяет точно и оперативно прогнозировать эффективность геолого-технических мероприятий. Программа будет автоматически определять объем нефти и жидкости в скважине с учетом меняющихся условий и факторов. Исследователи уже апробировали ее на месторождении, где добывают черное золото с помощью технологии радиального бурения. В планах ученых – тиражировать методику на все основные геолого-технические мероприятия по увеличению продуктивности скважин.

График прогноза технологических показателей по скважине / ©Пресс-служба ПНИПУ

При прогнозе необходимо учитывать влияние и геологических, и технологических параметров скважин, считают исследователи. Поэтому они создали базу данных и выявили для каждого мероприятия наиболее «определяющие» потенциал добычи параметры. Затем разработчики построили модели машинного обучения, которые прогнозируют объем нефти и жидкости после проведения геолого-технических мероприятий. Чтобы получить данные на долгосрочную перспективу, ученые объединили математические модели с геолого-гидродинамической моделью месторождения.

Среднесуточный прирост объема нефти – с использованием новой методики и фактический / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Мы сравнили прогнозы добычи нефти по новой методике с теми способами, которые применяют сейчас. Результаты показали, что аналоги значительно занижают оценки скважин – примерно на 32 процента. Новая методика поможет сэкономить от 2-4 миллионов рублей на скважину. Она позволит отказываться от неэффективных мероприятий и более точно определять перспективные скважины, от эксплуатации которых сейчас отказываются, и получить дополнительный объем нефти», –  поясняет исследователь.