• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
15.07.2020
Сколтех
2 144

Машинное обучение поможет увеличить объем добычи нефти

4.7

Исследователи Сколтеха совместно с коллегами из компании «Газпром нефть» разработали модель, основанную на реальных полевых данных, с помощью которой можно предсказывать объем добычи нефти при закачивании горизонтальных скважин с использованием многостадийного гидравлического разрыва пласта (ГРП). Созданная модель имеет большие перспективы коммерческого применения и способна обеспечить значительное увеличение объемов добычи за счет использования оптимизированной технологии ГРП.

Машинное обучение поможет увеличить объем добычи нефти – иллюстрация к материалу на Naked Science
Машинное обучение поможет увеличить объем добычи нефти / ©www.angi.ru / Автор: Сергей Данилов

Результаты исследования, проводившегося при поддержке Научно-Технического центра «Газпром нефти» и «Газпромнефть-Хантос», опубликованы в Journal of Petroleum Science and Engineering. Гидравлический разрыв пласта является одним из наиболее широко используемых методов интенсификации добычи на нефтяных и газовых скважинах. Суть метода заключается в том, что в пласт под высоким давлением закачивается жидкость с твердыми частицами, что приводит к образованию трещин и увеличению притока к скважине и тем самым позволяет увеличить охват области, из которой добываются углеводороды.

В течение последних нескольких десятилетий техническая сложность работ по ГРП возросла настолько, что для ее реализации требуется масштабное проектирование и предварительное моделирование с использованием сложных многомодульных симуляторов. «При этом одной из серьезных проблем при калибровке, верификации и валидации моделей на реальных данных по-прежнему остается обеспечение соответствия между результатами работы симуляторов и реальными промысловыми данными.

Кроме того, для объединения данных симулятора ГРП и реальных промысловых данных необходимо увязать модель проекта гидравлического разрыва пласта с симулятором добычи, что еще больше усложняет задачу и увеличивает неопределенность. 
Мы решили пойти по другому пути и напрямую проанализировать промысловые данные по ГРП совместно с данными по добыче нефти, которые служат показателем успеха при применении технологии гидравлического разрыва пласта», − рассказал инициатор данного проекта, руководитель Лаборатории по моделированию многофазных систем (M-Phase Lab) Центра добычи углеводородов Сколтеха (CHR) профессор Андрей Осипцов.

Схема исследования / ©Пресс-служба Сколтеха

Исследователи M-Phase Lab совместно с коллегами из Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE) во главе с руководителем научной группы Advanced Data Analytics in Science and Engineering (ADASE group) профессором Евгением Бурнаевым изучили возможность решения этой задачи при помощи основанного на реальных данных подхода к проектированию ГРП с использованием технологий машинного обучения.

Ключевым элементом этого проекта, стартовавшего в 2018 году, является цифровая база данных о гидравлического разрыва пласта и объемах добычи нефти, где собрана информация приблизительно по шести тысячам скважинам и 20 месторождениям Западной Сибири в периметре компании «Газпром нефть». Каждая точка базы данных содержит 92 переменных по пласту, скважине и проектным параметрам ГРП, а также 16 параметров по добыче нефти.

«Нам удалось собрать и систематизировать огромную базу данных по выполненным проектам ГРП. Применяя методы машинного обучения к этой базе данных, мы уже можем достаточно точно с учетом параметров процесса предсказывать результаты гидравлического разрыва пласта. Но нам предстоит решить и еще одну непростую задачу – разработать рекомендации по выбору параметров процесса ГРП с учетом результатов моделирования», − сообщил один из авторов работы профессор Бурнаев.

Старший инженер и руководитель проекта M-Phase Lab, один из авторов статьи Альберт Вайнштейн отметил, что проект «с самого начала был очень амбициозным в силу высокой меры неопределенности в реальных данных и разноплановости источников данных».

«Я думаю, что разработка цифровой базы данных позволит нам проверить различные гипотезы, что, в свою очередь, поможет выявить многие скрытые закономерности процессов ГРП. В частности, важно установить, при каком объеме закачиваемого проппанта прекращается рост общего объема добычи. В зависимости от конкретных условий может закачиваться различное количество проппанта, но общий подход состоит в том, чтобы на каждой стадии ГРП вводить в пласт 60 тонн проппанта. Используя модель машинного обучения и статистические данные, можно подтвердить, либо опровергнуть эту гипотезу», − сказал аспирант Сколтеха, стажер-исследователь M-Phase Lab Антон Морозов.

Ученые уже подготовили и передали индустриальному партнеру свои рекомендации по пилотному проекту ГРП нефтяной скважины с использованием технологий машинного обучения. Они надеются, что в ходе предстоящих опытно-промышленных испытаний будут продемонстрированы потенциал и возможности их подхода к оптимизации ГРП.

«Необходимо активно использовать промысловые данные, но делать это нужно осторожно, поскольку это очень чувствительная информация, которая требует использования специальных процедур хранения и обработки. Эту работу мы вряд ли смогли бы выполнить без всесторонней поддержки нашего технологического партнера − Научно-Технического центра «Газпром нефть», а также крупнейшей производственной структуры оператора − «Газпромнефть-Хантос», которая в данном проекте является нашим конечным заказчиком», − сказал Осипцов.

«Наш подход, основанный на данных, открывает возможности для создания рекомендательной системы, которая будет выдавать инженерам DESC рекомендации по оптимальному набору параметров ГРП или, по крайней мере, информацию о более узких диапазонах для поиска нужного набора проектных параметров», − отметил в заключение Осипцов.

Представитель индустриального партнера Григорий Падерин, руководитель направления и руководитель проекта «Кибер ГРП (Оптимальная модель ГРП)» Научно-Технического центра «Газпром нефти», отметил: «Данный проект является не только уникальным научным вызовом, направленным на оптимизацию операций ГРП, но также очень важен для цифровизации процессов компании в целом. Он позволяет по-новому взглянуть на ценность наших данных, пересмотреть отношение к способам их сбора, хранения и обработки».

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сколковский институт науки и технологий — негосударственный технологический университет, расположенный в инновационном центре Сколково. Институт был создан в 2011 году при поддержке Массачусетского технологического института. Модель института предусматривает тесную интеграцию технологического образования, исследовательской работы и предпринимательских навыков. Институт ведёт обучение по программам магистратуры и PhD, рабочий язык — английский.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 09:17
Любовь

Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.

Вчера, 07:55
Игорь Байдов

В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.

Позавчера, 14:59
Илья

Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

Позавчера, 14:59
Илья

Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.

Вчера, 09:17
Любовь

Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

9 апреля
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно