• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.11.2024
НИУ ВШЭ
2 509

В НИУ ВШЭ узнали, что киберспортсмены лучше играют онлайн, чем на живых турнирах

❋ 4.4

На соревнованиях киберспортсмены, как и другие атлеты, сталкиваются со стрессом и показывают худший результат из-за давления ответственности. Ситуация усугубляется, если исход игры решается в дополнительное время: в овертаймах рейтинг игроков снижался на два процента, точность стрельбы — на семь. При этом живые мероприятия вызывают намного больше стресса. Во время онлайн-турниров результативность падает не так сильно, как в матчах со зрителями, — разница может достигать 30 процентов. Это показало новое исследование коллектива авторов из московского и пермского кампусов ВШЭ и Европейского университета Виадрина.

Киберспорт / © Bruce Liu, ru.wikipedia.org

Статья опубликована в престижном Journal of Economic Behavior & Organization. Киберспорт сегодня — это многомиллиардная индустрия с крупными турнирами, где на кону могут стоять миллионы долларов. Кроме того, в России киберспорт сейчас отмечен как одно из приоритетных направлений развития. Как и в традиционном спорте, успех здесь требует от игроков не только технического мастерства, но и психологической устойчивости. Понимание того, как стресс от выступления влияет на результативность игроков, поможет улучшить подготовку спортсменов и достичь более высоких результатов.

Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований спорта факультета экономических наук Глеб Васильев, сотрудники Международной лаборатории экономики нематериальных активов пермского кампуса НИУ ВШЭ Петр Паршаков и Юлия Найденова, а также исследователь Европейского университета Виадрина Игорь Тылкин изучили поведение киберспортсменов в игре Counter-Strike: Global Offensive (CS).

CS — командный соревновательный онлайн-шутер. В матчах соревнуются две команды по пять игроков. Матчи обычно состоят из 1–5 карт, которые, в свою очередь, состоят из коротких раундов. Для победы в раунде необходимо либо выполнить определенную задачу, либо уничтожить команду противника. Обычно на соревнованиях на одной карте проводится 30 раундов. Когда команда выигрывает минимум 16 из них, она побеждает в карте. В случае ничьей играются дополнительные раунды: при счете 15:15 начинается овертайм. Именно поведение и результативность игроков в дополнительное время стало объектом изучения коллектива ученых.

Авторы изучили статистику почти миллиона игр за период с 2012 по 2022 год среди игроков как с высоким рейтингом, так и с низким. В выборку попало более 1700 киберспортсменов. Исследователи использовали два ключевых показателя.

Первый — это индивидуальная производительность, которая включала рейтинг игроков (он был рассчитан как отклонение эффективности в турнирных матчах от их средних результатов) и процент точных выстрелов. Эти метрики отражают уровень мастерства в сложных условиях. Второй — командная координация, то есть случаи «дружественного огня» (нанесение урона членам своей команды).

Повышение количества попаданий по сокомандникам может указывать на напряжение и проблемы с коммуникацией в команде. Давление и стресс измерялись через присутствие овертаймов — дополнительных раундов, которые играют для определения победителя в случае равного исхода в матчах. Как и в традиционном спорте, в дополнительное время результат игры чаще всего зависит от каждой мелочи. Кроме того, авторы изучили влияние формата игр: было ли это живое выступление со зрителями или онлайн-турнир. Примерно 70 процентов матчей проходило онлайн, а овертаймы игрались в девяти процентов из них.

Оказалось, что овертаймы действительно вызывают у игроков большой стресс. В среднем они приводят к снижению рейтинга игроков почти на два процента, а процент точных выстрелов уменьшался на семь процентов. Этот показатель падал как у профессионалов, так и у начинающих игроков. «Результаты нашего исследования показывают, что хоть опытные игроки превосходят своих менее опытных коллег во всех форматах игры, но в овертайме это преимущество может исчезать», — отмечают авторы. Увеличивалась и вероятность ошибки, то есть нанесения урона сокомандникам. Большую роль играет формат турниров. Когда соревнования проводятся онлайн, без зрителей и лишнего ажиотажа, результаты игроков оказываются примерно на 30% выше, чем в случае живых матчей. Исследователи связывают это с психологическим фактором: присутствие болельщиков усиливает стресс.

Ученые отмечают, что результаты исследования можно применить в самых разных сферах. Например, стоит учитывать, что формат работы (вживую или онлайн) оказывает значительное влияние на уровень стресса и его воздействие на командную координацию и индивидуальные результаты. «Киберспорт — хорошая площадка для тестирования подобных эффектов. От игроков требуется высокая когнитивная активность и командная координация, что делает его удобным объектом для анализа поведения под давлением. Полученные результаты могут быть полезны для HR-отделов и кризисного менеджмента, а также в сферах, где важна командная работа и производительность под давлением, например в IT-консалтинге или стартапах», — комментируют авторы.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

Сегодня, 09:47
Александр Березин

Объект 3I/ATLAS, обнаруженный в начале июля примерно в 675 миллионах километров от Солнца, принадлежит к потенциально самому опасному для землян типу небесных тел. К счастью, этот конкретный объект хотя и имеет опасные размеры, но нашей планете никак не угрожает.

Сегодня, 10:59
Игорь Байдов

Приблизительно 4,5 тысячи лет назад в Египте жил пожилой человек, который, вероятно, трудился гончаром. Сегодня его ДНК расшифровали полностью: это первый для современной науки случай расшифровки полного генома человека из Древнего Египта. Анализ не только раскрыл детали былой жизни, но и намекнул на связи с Месопотамией.

Вчера, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

28 июня, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

27 июня, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня, 13:20
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно