• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.12.2023
МГПУ
29
57 902

В МГПУ рассказали, почему одаренные дети не всегда становятся великими людьми

4.6

История знает немало вундеркиндов, чьи незаурядные способности ярко проявились в раннем возрасте. Однако далеко не всем из них удается впоследствии реализовать свой потенциал гения. Зачастую одаренность так и остается в виде «тлеющих угольков». Опираясь на научные данные, Александр Савенков, доктор педагогических и психологических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ рассказал, что именно определяет, раскроет ли одаренный ребенок свой потенциал во взрослой жизни или нет.

Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн в детстве / © Getty images / Автор: Иван Беляев

Специалисты выделяют четыре ключевых вопроса, связанных с изучением детской одаренности. Во-первых, это определение самого феномена — что такое одаренность с точки зрения психологии. Во-вторых, как ее можно диагностировать на практике. В-третьих, являются ли методы выявления одаренности надежной основой для прогнозирования дальнейшего развития ребенка. И наконец, что необходимо для обучения и воспитания одаренного юного дарования.

C точки зрения современной науки, одаренность – это сочетание трех основных компонентов: высокоразвитого интеллекта, яркой креативности и внутренней мотивации. При этом интеллект здесь понимается в специфическом психологическом смысле, отличном от «бытового ума». Это способность решать сложные задачи, которую можно измерить при помощи тестов IQ.

Что касается креативности, то речь идет об интегральном личностном качестве, проявляющемся в самых разных сферах жизни человека. А в основе мотивации одаренной личности лежит в первую очередь интерес к самому процессу деятельности. Как известно, поступки человека обусловлены комплексом разнообразных мотивов. Одни из них мы осознаем, другие действуют на подсознательном уровне. При этом в мотивационной сфере каждой личности существует определенная иерархия — одни мотивы доминируют, другие играют подчиненную роль.

В отличие от интеллекта и креативности, где выше всегда лучше, здесь действуют несколько иные закономерности. Для взрослого одаренного человека характерно преобладание мотивов, связанных непосредственно с содержанием и процессом деятельности в интересующей его сфере. Например, ученого или художника в первую очередь вдохновляет сам научный или творческий процесс.

У детей картина может быть несколько иной. Их мотивационная сфера более гибкая и поддается влиянию извне. Поэтому на развитии одаренного ребенка лежит особая ответственность педагогов и родителей. При этом важно избегать крайностей. С одной стороны, многие родители склонны считать своего ребенка самым талантливым, и многие учителя верят в потенциал своих учеников. Но объективных оснований для таких выводов может и не быть.

С другой стороны, именно педагоги и родители, а не психологи, проводят с ребенком больше времени и могут дать наиболее точную оценку его способностей и перспектив развития. Ряд исследований показывает, что их прогнозы оказываются вернее, чем у профессиональных тестологов. Для скрининговой оценки одаренности родителям и учителям предлагаются специальные упрощенные методики, отличные от психологических тестов. Опираясь на их результаты, взрослые могут выбрать верный подход к обучению и воспитанию юных талантов.

Одним из ключевых вопросов, касающихся детской одаренности, является роль тестов интеллекта и в частности показателя IQ. Может ли он точно предсказать будущие достижения ребенка? Давайте разберемся.

Сама концепция IQ возникла в начале XX века, когда ученые во главе с А. Бине разработали тесты для оценки умственного развития школьников. Они определяли «умственный возраст» ребенка, то есть уровень развития его интеллекта по сравнению со среднестатистическими нормами для каждого календарного возраста. Позже немецкий психолог В. Штерн предложил рассчитывать на основе этих данных коэффициент IQ. За прошедшее столетие этот показатель прочно вошел в обиход и сознание людей как якобы точная количественная мера врожденных способностей и даже предопределенности человека к выдающимся достижениям.

Как среди психологов, так и среди педагогов и родителей способных детей давно назрело понимание ограниченности подобного подхода. Высокие баллы IQ отражают лишь наличие способностей, но отнюдь не гарантируют их будущую реализацию. На это влияет множество других личностных и социальных факторов. Тесты IQ, разработанные в начале прошлого века, долгое время воспринимались педагогами как панацея — инструмент для разделения детей на «способных» и «неспособных» к обучению.

Со временем стало ясно, что они отражают лишь текущий «срез» интеллектуального развития, но мало что говорят о перспективах ребенка. Более того, излишняя фиксация на IQ и попытки предопределить будущее юных дарований нередко приводили к необоснованным заключениям и неверной расстановке образовательных приоритетов.

Тем не менее, идея численно выразить уровень умственных способностей оказалась столь привлекательной, что быстро распространилась далеко за пределы науки. Журналисты с энтузиазмом подхватили эту тему, сделав тесты IQ и магическое число в 140 баллов расхожим объяснением гениальности тех или иных известных людей.

Однако в действительности интеллект далеко не полностью предопределяет человеческие достижения и уж тем более не является гарантией будущего успеха ребенка, какими бы выдающимися ни казались его ранние способности. Одаренность — это не то же самое, что высокий интеллект, измеряемый баллами IQ.

Одаренность — гораздо более многомерный феномен, включающий в себя креативность, мотивацию и целый ряд других личностных характеристик, развивающихся в течение жизни. IQ же отвечает в основном за уровень академических способностей, что далеко не всегда трансформируется в реальные достижения. Более того, в отличие от устойчивой одаренности, уровень интеллекта имеет свойство со временем снижаться — иногда вопреки нашим субъективным ощущениям.

Тем не менее, несмотря на очевидную ограниченность IQ как единственного прогностического показателя, многие СМИ по-прежнему активно спекулируют на этой теме. Рейтинги IQ знаменитостей создают иллюзию, будто талант и гениальность можно измерить однозначным числовым значением. Хотя на самом деле пути развития одаренной личности куда более загадочны и нелинейны.

С возрастом уровень интеллекта, как правило, неуклонно снижается — в отличие от многих других способностей, угасание которых мы ощущаем гораздо острее. Более того, чем слабее становятся наши умственные возможности, тем выше мы о них думаем — таков парадокс стареющего разума. Однако в детском и подростковом возрасте пик интеллектуального развития еще впереди. В эти годы важно правильно распознать и развить имеющийся потенциал. А сравнивать IQ разных детей бессмысленно — у кого-то взлет происходит раньше, у кого-то позже.

Главное, что нужно помнить взрослым: детский интеллект — это фундамент будущей одаренной личности, но не гарантия жизненного успеха. Слишком много других немаловажных факторов играет роль на пути к вершинам творчества и самореализации. IQ — всего лишь стартовая площадка для вундеркиндов, которым еще предстоит пройти долгий путь к истинному раскрытию своих талантов.

Доказать, что выдающиеся ученые и деятели обязательно были вундеркиндами в детстве, науке не удалось. Попытки ретроспективно оценить их юные таланты (например, в рамках специальной дисциплины истории-метрики) наталкивались на массу трудностей. Во-первых, в биографиях гениев зачастую много вымыслов и легенд, а не объективных фактов об их детстве. Во-вторых, даже реальные факты неуспеваемости или отсутствия особых талантов в школьные годы (как у Эйнштейна или Черчилля) никак не опровергают возможной одаренности. Ведь ее развитие — процесс длительный, а школа далеко не всегда этому способствует.

Так что вопрос о том, проявились ли способности великого человека именно в детстве, часто остается без ответа. Гораздо важнее понимать, что одаренность не гарантирует будущих достижений. И наоборот — отсутствие явных талантов в юные годы вовсе не мешает их последующему раскрытию.

Не стоит отождествлять детскую одаренность и последующие жизненные достижения. Это совершенно разные вещи. Конечно, мы склонны задним числом искать подтверждения раннего интеллектуального или творческого превосходства у великих людей. К сожалению, научно доказать, что их гениальность именно таким образом проявила себя в детстве, практически невозможно.

Скорее, это наши ожидания и стереотипы, что, мол, выдающийся политик с детства был бунтарем, а крупный ученый — рассудительным малым, «зарывшимся в книжки». На самом же деле пути к вершинам творчества и общественного признания очень разные. Так что вместо того, чтобы априори искать в ребенке задатки гения, имеет смысл педагогам и родителям просто максимально развивать и поддерживать все грани его индивидуальности. Кто знает, какая именно из них в будущем приведет его к настоящей одаренности и профессиональным высотам в избранной сфере деятельности?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Московский городской педагогический университет (МГПУ) — лидирующий государственный педагогический университет в России по качеству приема студентов. В структуру МГПУ входят все уровни образования. Тут готовят не только педагогов, психологов, филологов и переводчиков, но и специалистов по STEM, биологов, юристов, дизайнеров, тренеров. В университете, входящем в программу «Приоритет-2030», ведутся исследования в области цифровой дидактики и использования искусственного интеллекта в образовании, экологии, урбанистики и соучаствующего проектирования, педагогики и психологии, физиологии, нутрициологии и мотивации, функциональной грамотности и развития одаренности.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

29 Комментариев

-
0
+
Бывает, что родители грамотно через интерес, игру, соревнование развивают детей. И такие дети на порядок умнее сверстников. Есть дети со способностью к спорту. Оба пришли в бассейн к одному тренеру в 3 года. К 6 годам один показывает разрядное время и хорошую технику, второй в конце списка тянется.
Alexey U
22.12.2023
-
0
+
Целую статью можно написать. Основное - это ограничения. Везде. Начиная со школы. К 7 годам прочитал кучу книг. И зачем мне сидеть со всеми, эти "бе", "ме" читать? Мама мыла раму. Ну слава Богу. Но мне зачем на это время терять? По русскому ни одного правила не знаю. Диктант/ сочинение/ изложение 5/5, сразу вызывают к доске, и за правила "2". Вам шашечки или ехать? И вот так во всём. И необоснованная критика. Ну нет у меня карандаша "Т", только 2М. Так меня обвиняют в том, что на черчении специально взял этот карандаш. Лишней копейки не было на покупку набора карандашей. Зато была зрительная труба для наблюдения за звёздами, и много чего намного более полезного. Критика, нетерпимость, шаблонный подход ко всем ученикам. Англичанка невзлюбила только потому, что она глухая. Потом ещё одна глухая выше "3" никогда не стала. Даже не спорил. Домашнее задание делал перед уроками на перемене, ещё и списывать у меня успевали. Причём мне "3", а списавшему "5". Правда, и чего это гении уходят в тень? Тесты IQ проходил. До максимума на пару вопросов не ответил. Да никому это не надо. Все только принизить хотят. Гвозди, которые вылезают, заколачивают.
    Alexey
    22.12.2023
    -
    0
    +
    Там не столько помощь нужна, сколько не мешали бы. И критика. Даже по делу. Что-то придумаешь, "а оно есть". И что? Я сам придумал. Дайте мне думать! С какого-то момента желание что-то придумывать пропало. Наш ИИ был бы лучшим в мире и самым настоящим, если бы сделали одну простую вещь. Естественно, никому ничего говорить не буду. Для всех любая идея деньги, чего я за бесплатно должен что-то предлагать? Тем более что с деньгами "ямка". В общем, пока для вас будут важнее унизить других и нажиться на других, хорошего не ждите. Меняйте себя. P.s. с психологией у вас пробелы. Пропускаете ключнвые моменты, фундамент, оставляя фасад.
    Иван
    22.12.2023
    -
    0
    +
    Alexey U, наверное гениальность немножко больше чем давать списывать одноклассникам и чертить мягким карандашом, потому что другого нету. Эйнштейн вон тоже из троек не вылазил однако не зациклился на школьных обидах.
    +
      ещё комментарии
      Alexey
      22.12.2023
      -
      0
      +
      Иван Колупаев, статья здесь не влезет. Кстати, о том и говорю - ключевые моменты пропускаете.А что Вы про Эйнштейна знаете? Вы в теме, что он был контактёром? Что выражение "не от мира сего" буквально означает "не от мира сего"?
        Иван
        22.12.2023
        -
        1
        +
        Вон в чем дело. Оказывается Эйнштейну тоже списать дали только уже инопланетяны 😏
          Alexey
          23.12.2023
          -
          -1
          +
          Иван Колупаев, саморазвитием займитесь уже. Не путайте только его с самообразованием. По русскому у Вас что было? "Инопланетяны"...
            Иван
            23.12.2023
            -
            1
            +
            Alexey U, как вижу чувством юмора в процессе саморазвития вам пришлось пожертвовать. Наверно по-другому и нельзя стать контактером, ведь надо принимать всерьез то, что обычному человеку покажется чушью собачьей.
              Alexey
              23.12.2023
              -
              0
              +
              И. Колупаев, Вы всем незнакомым хамите?
                Иван
                23.12.2023
                -
                0
                +
                Alexey U, а вы любое сомнение в вашей правоте считаете хамством? )) Вот вы к примеру незнакомому человеку посоветовали заняться саморазвитием (сочли неразвитым) ибо не поняли шутки. При желании я тоже мог бы счесть это хамством. Но зачем плодить детские обидки. Давайте лучше поговорим о том что поведали вам братья по разуму. Только давайте покороче без этих вот портянок на три экрана.
                Alexey
                25.12.2023
                -
                0
                +
                И. Колупаев, покороче Вы назовёте грубостью.
                Иван
                25.12.2023
                -
                0
                +
                Alexey U, так я тоже могу сказать что вы псих чокнутый, очередной шизик, да еще и с комплексами, набежавший на научпоп портал, чтобы порыдать в жилетку. Но ведь не сказал, пока вы сами не напросились.
                Alexey
                25.12.2023
                -
                0
                +
                И. Колупаев, что вы ко мне пристали? Это не я ваш комментарий комментировал, а вы мой. Со своими комплексами, шизиками и психами сами разбирайтесь, и не надо приписывать мне свои качества. Мне это неинтересно. И вы всех начинаете оскорблять, как чуть что не по-вашему? Тогда извольте выйти вон.
                Иван
                25.12.2023
                -
                0
                +
                Alexey U, теперь понятно чего вас в школе не любили. Ладно, не буду заострять, какое мне в конце-концов дело до чьих-то застарелых обидок.
              Alexey
              25.12.2023
              -
              0
              +
              И. Колупаев, не надо ничего для этого воспринимать всерьёз. Вообще всё пропускать мимо себя. Иначе крыша поедет.
    Акела
    22.12.2023
    -
    1
    +
    Alexey U, "Тесты IQ проходил. До максимума на пару вопросов не ответил." какой максимум? какие ещё пару вопросов? вы точно тесты проходили?
    +
      ещё комментарии
      Alexey
      23.12.2023
      -
      -1
      +
      Акела Промахнулся, яркий пример - Вам лишь бы за чужой счёт самоутвердиться. Зачем ради таких проявлять себя? Самоутверждайтесь дальше. Вам сколько? 32?
    Юрий
    22.12.2023
    -
    0
    +
    Alexey U, согласен, окружающие завидуют и привет травля, а главная проблема - нереализованность. Я с детства знал чем буду заниматься, но 11 лет плюс 4 к плюс 2 как минимум - слишком большой срок, мотивация все снижается и снижается. И похожих людей трудно найти, поэтому сидишь один дома, кукуешь...
    +
      ещё комментарии
    Popov
    23.12.2023
    -
    -1
    +
    Alexey U, бред надерганный ботом по сети. Нельзя давать списывать и получать 3;) Это просто. Или учитель подставить, или товарища;) Никто не рискнёт просто.
    +
      ещё комментарии
      Alexey
      25.12.2023
      -
      0
      +
      Popov Anatoly, извольте выйти вон!Это реальные истории. В институте на вступительных экзаменах сидел рядом с чудиком с запоминающейся фамилией. Я в ужасе был: ошибка на ошибке, ошибкой погоняет.Когда смотрел оценки за экзамены, у меня "удовл.", у него "отл."МИРЭА, 1992 год. Найдите мне эту историю из сети. И пруф, пожалуйста.
    Гена
    25.12.2023
    -
    1
    +
    Alexey U, а я домашние задания делал во время урока. Минут 5 мне нужно было, чтобы решить все задачи урока, ещё минут 5 на домашку, а оставшееся время я смотрел в окно.
    +
      ещё комментарии
John Smith
21.12.2023
-
2
+
Как давно вошло в обиход слово мотивация? Раньше оперировали другими понятиями: цель; идея; мечта. И как то это все объясняло. А с мотивацией запутано стало.
    Юлия
    22.12.2023
    -
    -1
    +
    Дмитрий GF, оно всегда использовалось и было в обиходе, просто то, какие слова вы знаете и используете, напрямую зависит от вашего окружения и места проживания. Например слова поребрик-бордюр, парадная-подъезд, мультифора-файлик, вихотка-мочалка, мыться-купаться и тд используются в разных регионах или городах. У вас слово мотивация-цель, идея, мечта.
    +
      ещё комментарии

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: