• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
13 марта
НИУ ВШЭ
524

Российские ученые разработали новый подход к развитию soft skills

4.5

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс.

Российские ученые разработали новый подход к развитию soft skills / ©Getty images

Программа названа — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики». Креативность и многоязычие взаимосвязаны, так как задействуют схожие личностные и когнитивные функции. Исследования показывают, что многоязычие усиливает креативность, однако до сих пор они не изучались вместе сквозь призму компетентностного подхода.

Компетенция, отмечают ученые, состоит из знаний, навыков и установок. Исследователи из Вышки проанализировали три компетенции — полилингвальную, межкультурную и креативную. Оказалось, многие установки этих компетенций пересекаются. Например, открытость новому опыту, терпимость к ситуациям неопределенности, когнитивная гибкость развиваются и через обучение креативности, и через изучение нескольких иностранных языков.

Однако до сих пор не существует образовательных программ, которые объединяли бы в себе изучение иностранного языка и развитие креативности. Как отмечают исследователи, часто эти программы существуют в отрыве друг от друга. Программы, направленные на развитие креативности, функционируют отдельно от тех, которые предлагают развитие языковых способностей.

Исследователи и педагоги получают подготовку либо в области педагогики творческих способностей, либо в области методики преподавания иностранного языка и довольно редко совмещают эти сферы.

«Часто, когда мы говорим о развитии гибких навыков в учебном процессе, это вызывает сопротивление учителей. Немногие понимают, как их развивать. Если, например, учитель физики в обычной школе ведет свой предмет не на иностранном языке, то от него не требуют развития полилингвальной компетенции. Однако задача развития креативности и межкультурной компетенции, в которую входят и культурная осведомленность, и осознанность, и принятие человека другой культуры, остается», — рассказывает разработчик программы, научный сотрудник департамента психологии ВШЭ Екатерина Каширская.

Исследователи из ВШЭ разработали программу, которая объединяет несколько видов компетенций. Обучающая система PICK тестируется в школах. На тренингах для педагогов ученые используют методики, которые можно настроить под любой предмет.

«Один из инструментов нашей программы — это переключение кодов. Когда мы изучаем иностранный язык классическим образом, на уроке английского языка нам говорят: “Надо говорить только по-английски, переходить на родной язык нельзя”. Это усиливает тревогу и не способствует повышению креативности. Переключение кодов во время перехода с языка на язык — это творческий акт, поэтому, если на занятиях выполнять упражнения с гибким и смешанным использованием языков, можно развить у ребенка креативность», — комментирует автор исследования, идеолог создания программы Анатолий Хархурин, главный научный сотрудник департамента психологии ВШЭ.

Среди таких упражнений — «Письмо билингвальному другу», когда часть письма пишется на родном языке, а часть — на иностранном, текст с триггерами кодовых переключений (фразы, выделенные жирным в тексте, надо переводить на родной язык, остальное — читать на иностранном), рассказы на двух языках, лингвистические игры, межъязыковые техники, сочинение стихов и шуток на двух языках. Результаты исследований нашли отражение в практике: сейчас стартует программа ДПО НИУ ВШЭ «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в онлайн-формате.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — одно из крупнейших и самых востребованных высших учебных заведений России, стран СНГ и государств Восточной Европы. В НИУ ВШЭ представлены все уровни образовательной подготовки (от лицея для школьников до аспирантуры и MBA) по широкому спектру направлений в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также творческих специальностей. Научные подразделения ВШЭ — институты, центры, лаборатории, возглавляемые ведущими российскими и зарубежными учеными, ориентированы как на фундаментальные исследования, так и на прикладные разработки по заказам федеральных и региональных органов власти, министерств и ведомств, российских и зарубежных компаний. Высшая школа экономики стабильно занимает высокие места в предметных рейтингах Times Higher Education (THE) и QS, а также является единственным российским университетом в топ-50 рейтингов молодых университетов сразу двух агентств.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 15:41
Михаил Орлов

Глобальное биоразнообразие на нашей планете в прошлом сильно менялось — как в сторону уменьшения, так и увеличения. В новой статье ученые рассмотрели изменения числа родов морских организмов за полмиллиарда лет и отметили, что они зависят от взрывов сверхновых. Авторы считают, что такие галактические катаклизмы меняют климат на Земле и потому воздействуют на ее население.

Позавчера, 13:40
Анна Новиковская

Хотя смерть члена семьи негативно сказывается на людях обоих полов, датские исследователи утверждают, что вдовцы справляются с потерей хуже, чем вдовы.

4 часа назад
Сергей Васильев

Китовые акулы могут плавать и у поверхности воды, и на больших глубинах, куда свет практически не проникает. Их зрение адаптировано к таким переходам и быстро переключается с «ночного» на «дневной» режим работы. Происходит это благодаря мутации, которая делает пигменты чувствительными к температуре, а у людей вызывает наследственную неспособность видеть при слабом свете.

23 марта
Мария Азарова

ДНК одного из самого известных композиторов в мире — Людвига ван Бетховена, умершего в первой половине XIX века — расшифровали по прядям его волос, сохраненным друзьями, поклонниками и коллекционерами.

22 марта
ФизТех

Ученые МФТИ и ОИВТ РАН создали модель кинетики образования металлического водорода во флюидном состоянии.

Позавчера, 13:40
Анна Новиковская

Хотя смерть члена семьи негативно сказывается на людях обоих полов, датские исследователи утверждают, что вдовцы справляются с потерей хуже, чем вдовы.

10 марта
Анна Новиковская

Многие мужчины и некоторые женщины время от времени смотрят порнографические ролики или фотографии. Но исследователи из Университета Бригама Янга утверждают: избегание порно жизненно важно для развития здоровых и долгосрочных романтических отношений.

4 марта
Анна Новиковская

Уже пять тысяч лет назад жители Южной Европы ездили верхом на лошадях, и археологи обнаружили доказательства этой привычки, изучив специфические патологии человеческих скелетов.

3 марта
Алиса Гаджиева

Историки, археологи и расхитители гробниц не первое тысячелетие исследуют Великую пирамиду Гизы, но в ней до сих пор обнаруживают неизвестные детали.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: