• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
13.03.2023
НИУ ВШЭ
770

Российские ученые разработали новый подход к развитию soft skills

4.5

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс.

Российские ученые разработали новый подход к развитию soft skills / ©Getty images / Автор: Александр Литвинов

Программа названа — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики». Креативность и многоязычие взаимосвязаны, так как задействуют схожие личностные и когнитивные функции. Исследования показывают, что многоязычие усиливает креативность, однако до сих пор они не изучались вместе сквозь призму компетентностного подхода.

Компетенция, отмечают ученые, состоит из знаний, навыков и установок. Исследователи из Вышки проанализировали три компетенции — полилингвальную, межкультурную и креативную. Оказалось, многие установки этих компетенций пересекаются. Например, открытость новому опыту, терпимость к ситуациям неопределенности, когнитивная гибкость развиваются и через обучение креативности, и через изучение нескольких иностранных языков.

Однако до сих пор не существует образовательных программ, которые объединяли бы в себе изучение иностранного языка и развитие креативности. Как отмечают исследователи, часто эти программы существуют в отрыве друг от друга. Программы, направленные на развитие креативности, функционируют отдельно от тех, которые предлагают развитие языковых способностей.

Исследователи и педагоги получают подготовку либо в области педагогики творческих способностей, либо в области методики преподавания иностранного языка и довольно редко совмещают эти сферы.

«Часто, когда мы говорим о развитии гибких навыков в учебном процессе, это вызывает сопротивление учителей. Немногие понимают, как их развивать. Если, например, учитель физики в обычной школе ведет свой предмет не на иностранном языке, то от него не требуют развития полилингвальной компетенции. Однако задача развития креативности и межкультурной компетенции, в которую входят и культурная осведомленность, и осознанность, и принятие человека другой культуры, остается», — рассказывает разработчик программы, научный сотрудник департамента психологии ВШЭ Екатерина Каширская.

Исследователи из ВШЭ разработали программу, которая объединяет несколько видов компетенций. Обучающая система PICK тестируется в школах. На тренингах для педагогов ученые используют методики, которые можно настроить под любой предмет.

«Один из инструментов нашей программы — это переключение кодов. Когда мы изучаем иностранный язык классическим образом, на уроке английского языка нам говорят: “Надо говорить только по-английски, переходить на родной язык нельзя”. Это усиливает тревогу и не способствует повышению креативности. Переключение кодов во время перехода с языка на язык — это творческий акт, поэтому, если на занятиях выполнять упражнения с гибким и смешанным использованием языков, можно развить у ребенка креативность», — комментирует автор исследования, идеолог создания программы Анатолий Хархурин, главный научный сотрудник департамента психологии ВШЭ.

Среди таких упражнений — «Письмо билингвальному другу», когда часть письма пишется на родном языке, а часть — на иностранном, текст с триггерами кодовых переключений (фразы, выделенные жирным в тексте, надо переводить на родной язык, остальное — читать на иностранном), рассказы на двух языках, лингвистические игры, межъязыковые техники, сочинение стихов и шуток на двух языках. Результаты исследований нашли отражение в практике: сейчас стартует программа ДПО НИУ ВШЭ «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» в онлайн-формате.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Сегодня, 11:47
Любовь

Международная исследовательская группа смогла прорастить семя древнего дерева из рода коммифора (Commiphora), найденного в пещере Иудейской пустыни в 1980-х годах. Ученые предположили, что это растение упоминается в библейских текстах. История семени, пролежавшего в земле почти тысячу лет, не только впечатляет, но и открывает новые возможности для изучения древней флоры засушливого региона.

Позавчера, 12:26
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Беларуси рассказали, как соединить Сахалин с материком при помощи струнных технологий. Для этого разработан проект двухпутного воздушного тоннеля мембранного типа, стоящего на опорах. Перевозки по тоннелю осуществляются посредством высокоскоростных поездов.

Позавчера, 13:49
ПНИПУ

Эфирные масла — это не просто приятные запахи, а настоящие дары природы, способные исцелять, успокаивать, бодрить и дарить красоту. Как с помощью эфирных масел снять стресс после долгого дня, укрепить иммунитет, улучшить сон и даже преобразить кожу? Рассказывает эксперт Пермского Политеха.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

24 сентября
Андрей

Группа приматологов наблюдала за поведением четырех групп западных равнинных горилл в Республике Конго и выяснила, что этот подвид приматов тоже питается грибами. Причем с завидной регулярностью, которую ранее не фиксировали: некоторые группы ели трюфели круглый год. Специалисты изучили сотни видеозаписей и попытались объяснить такое необычное поведение горилл.

23 сентября
Любовь

Исследовательская группа из Делфтского технического университета в Нидерландах обнаружила на Марсе огромный плюм магмы, который медленно, но уверенно поднимается под вулканическим регионом Тарсис и простирается более чем на 1600 километров. Новое открытие свидетельствует о том, что в будущем самый высокий вулкан Красной планеты — гора Олимп — может проснуться.

2 сентября
Татьяна

Месторождения самородного золота приурочены главным образом к кварцевым жилам. Считается, что оно осаждается из горячих магматических растворов, внедряющихся по трещинам в горных породах. Однако образование крупных скоплений золота представляет собой минералогическую загадку. Австралийские ученые предположили, что дело — в пьезоэлектрических свойствах кварца, которые под действием частых землетрясений способствуют образованию больших скоплений драгоценного металла.

4 сентября
Алиса Гаджиева

На юге Шотландии расположена деревня, издавна связанная с легендой о Мерлине — великом волшебнике, наставнике короля Артура. Ранее эта история, как и многие другие части артуровского цикла, не имела никаких археологических подтверждений — только крайне запутанные упоминания в древних манускриптах. Теперь ситуация изменилась.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно