Раковые клетки выключают «контроль качества» при синтезе ДНК — Naked Science
ФизТех

Раковые клетки выключают «контроль качества» при синтезе ДНК

4.4

Разрывы ДНК ведут к накоплению мутаций в клетках и являются одной из причин онкологических заболеваний. Восстановление или, по научному, репарация ДНК может предотвратить мутации и развитие рака, но также может восстановить жизнеспособность поврежденных опухолевых клеток после химиотерапии и лучевой терапии. Коллектив ученых под руководством Антона Буздина, главы лаборатории трансляционной геномной биоинформатики МФТИ, изучил особенности репарации ДНК в раковых и нормальных клетках и объяснил парадокс ДНК-репарации в опухолях.

Раковая клетка / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в новом журнале Heliyon престижного научного издательства Cell Press. Рассказывает научный сотрудник лаборатории трансляционной геномной биоинформатики МФТИ Марианна Золотовская:

«Давно известно парадоксальное поведение раковых клеток относительно механизмов репарации ДНК, то есть поддержания стабильности своего генома. С одной стороны, раковые клетки явно отличаются геномной нестабильностью: их ДНК изобилует мутациями и самыми разными перестройками. А с другой стороны, именно активация механизмов поддержания стабильности ДНК, то есть репарации, позволяет им выжить после лучевой терапии и химиотерапии и вызвать рецидив заболевания.

На экспериментальном массиве тканей щитовидной железы мы впервые исследовали тотальные профили активности всех известных репарационных путей: при раке, при доброкачественных опухолях и в образцах здоровой ткани. Мы обнаружили очень интересную закономерность: почти для всех репарационных путей наблюдалось значительное повышение уровня активности в ряду «норма — доброкачественная опухоль — рак».

Тепловая карта уровней активации для 15 дифференциальных путей восстановления ДНК во всех исследованных образцах опухолей щитовидной железы / ©www.ncbi.nlm.nih.gov

«Тогда мы исследовали все имеющиеся в открытом доступе данные для нескольких десятков тысяч образцов разных видов рака, — продолжает заведующий лабораторией трансляционной геномной биоинформатики МФТИ Антон Буздин, — и обнаружили ту же картину, что и для рака щитовидки. В раковых образцах были активированы все пути репарации, но с одним важным исключением. Противоположным образом вели себя пути, осуществляющие своего рода “контроль качества” синтезированной ДНК непосредственно перед началом клеточного деления. В норме именно эти пути заставляют клетку либо “починить” ДНК, либо, если она не справилась, умереть.

Оказалось, что в опухолевых клетках все работает совсем по-другому: клетка синтезирует ДНК и делится в усиленном режиме, так же аврально работают и базовые системы репарации — чтобы хоть как-то сохранить хромосомную организацию ДНК и в то же время выдержать этот навязанный противоестественно высокий темп. А вот механизмы контроля качества ДНК оказываются уже не нужны — иначе всем новым раковым клеткам пришлось бы просто умереть. Именно это и показали наши исследования, тем самым объяснив известный парадокс ДНК-репарации в опухолях».

Чем крупнее звезда, тем в норме больше средний радиус ее планет. До недавних пор причины этого были не вполне ясны. Сейчас астрономы показали, что ситуацию нельзя объяснить только тем, что у крупных звезд массивнее и планеты: как оказалось, важную роль играет совсем другой фактор.

Новый самолет будет иметь боевой радиус 1500 километров, а его боевая нагрузка превысит семь тонн.

Разработанная в этой латиноамериканской стране Abdala, если сообщения о ней точны, — первая в мире успешная субъединичная вакцина от коронавируса. Особенно необычно это потому, что на Кубе распространены штаммы, лучше других обходящие вакцинную защиту. Несмотря на это, Abdala показывает такой же уровень защиты, какой «Спутник» показывал в отношении базового штамма коронавируса.

Американские ученые выяснили, что всего семь процентов нашего генома характерны исключительно для Homo sapiens: все остальные его части были такими же, как у людей других видов, а также более далеких предков.