В ДВФУ нашли способ повысить производительность перспективных топливных элементов для автопрома — Naked Science
8 минут
ДВФУ

В ДВФУ нашли способ повысить производительность перспективных топливных элементов для автопрома

4.2

Энергоэффективность топливных элементов на основе окисления метанола, перспективных для автомобильной и технической промышленности, можно увеличить, применив в них электроды из тонких пленок металлических стекол на основе палладия. Такие металлические стекла и разработала группа исследователей из Дальневосточного федерального университета, Австрии, Великобритании, Турции и Швейцарии.

В ДВФУ нашли способ повысить производительность перспективных топливных элементов для автопрома / ©getty images

Результаты работы опубликованы в журнале Nanoscale. Тонкие пленки из металлических стекол на основе палладия, золота и кремния (Pd79Au9Si12) могут стать материалом номер один в качестве катализаторов процессов выработки энергии в прямых метанольных топливных элементах, заменив менее эффективные и более дорогие платиновые.

Метанольные топливные элементы перспективны для автомобилей и другой специальной техники, которая должна мгновенно развивать усилие, а значит, обладать подходящей системой питания — например, для погрузчиков. Дополнительные сферы применения таких топливных элементов — телекоммуникации, центры обработки данных или рынок недвижимости.

Разработанный электрод из металлического стекла на 85 процентов эффективнее окисляет метанол по сравнению с платиновыми аналогами. Более того, металлическое стекло намного более устойчиво к коррозии из-за своей аморфной структуры. Для платиновых электродов, имеющих стабильную кристаллическую решетку, деградация — большая проблема.

«В научной литературе была информация о возможных перспективах металлического стекла в качестве материала для таких электродов. Однако речь шла о макроскопических образцах. Мы показали, что тонкие наноразмерные пленки металлического стекла, осажденные на доступные кремниевые подложки, могут быть использованы для эффективного окисления метанола. При этом пленки остаются стабильными после значительного количества рабочих циклов.

Опираясь на полученные результаты, можно существенно расширить область поиска новых материалов для сферы энергетики», — говорит один из авторов работы Юрий Иванов, доцент кафедры компьютерных систем Школы естественных наук ДВФУ. Новое металлическое стекло на основе палладия — лучший на сегодняшний день материал для окисления метанола в топливных элементах. Он превосходит существующие разработки и коммерческие образцы. Ученые приводят сравнительную таблицу, где оценивают топ-список материалов, которые использовались до настоящего времени для этой задачи.

Разработанный образец обладает одним из самых высоких значений производительности. Учитывая более высокую устойчивость к эффекту «отравления» монооксидом углерода, которое обычно приводит к деградации электрода, металлическое стекло занимает первое место среди известных типов электродов для окисления метанола.

Для реального применения нового материала необходимо масштабировать и оптимизировать разработанные электроды под существующие топливные элементы. Ученые планируют продолжить поиск оптимальных композиций металлических стекол, чтобы увеличить производительность и стабильность топливных ячеек на основе окисления метанола, КПД которых варьируется сегодня от 40 до 60 процентов. Для сравнения КПД бензинового двигателя — всего 20-30 процентов.

Одно их приоритетных направлений ДВФУ — поиск материалов с принципиально новыми свойствами и характеристиками для применений в электронике нового поколения, зеленой энергетике, строительстве и многих других сферах экономики.  Ранее ученые ДВФУ, МИСИС, МГУ вместе с иностранными коллегами сделали шаг к решению одной из главных проблем водородной энергетики, придумав как насыщать тонкие слои металлических стекол водородом при комнатной температуре. Это сильно расширяет диапазон недорогих, энергоэффективных и высокопроизводительных материалов и методов, пригодных для развития водородной энергетики.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
ДВФУ
8 статей
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) — федеральный университет во Владивостоке, основанный в 2011 году в результате объединения четырёх вузов, ДВГУ, ТГЭУ, ДВГТУ (все три — Владивосток) и УГПИ (Уссурийск). Ведёт свою историю от Восточного института — первого высшего учебного заведения на Дальнем Востоке.

Комментарии

Написать комментарий
10 часов назад
7 минут
Василий Парфенов

Последнее глобальное оледенение произошло на Земле около 20 тысяч лет назад, и его следы геологи находят по всему миру. Это позволяет ученым судить о том, как выглядит ландшафт после ледникового периода. Проанализировав поверхность Марса и используя эти наблюдения, американские ученые пришли к выводу, что он прошел через несколько оледенений за последние не более чем 100 миллионов лет.

10 часов назад
4 минуты
Василий Парфенов

Знакомый почти каждому образ нашей спиральной Галактики, оказывается, не совсем корректен. Если посмотреть на Млечный Путь сбоку, его профиль представляет собой не линию, а волну.

Вчера, 14:02
9 минут
Василий Парфенов

В новой версии браузера Brave, предназначенного для ценителей приватности в Сети, появилась поддержка распределенной файловой системы IPFS. Благодаря этому протоколу пользователи могут не беспокоиться о блокировках контента и заодно загружать сайты быстрее. Естественно, необходимо, чтобы нужный ресурс также поддерживал эту технологию.

16 января
5 минут
Илья Ведмеденко

Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.

18 января
5 минут
Василий Парфенов

В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.

16 января
9 минут
Василий Парфенов

Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.

4 января
2 минуты
Илья Ведмеденко

В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.

6 января
42 минуты
Александр Березин

Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.

4 января
7 минут
Василий Парфенов

Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: