• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
10 февраля, 11:30
НИУ ВШЭ
7 742

Описан портрет российского удаленщика и платформенного сотрудника

❋ 4.9

В России на удаленке трудятся в основном замужние женщины 30-39 лет с высшим образованием, живущие в крупных городах, а платформенная занятость характерна больше для мужчин тех же возрастов самой разной квалификации из мегаполисов. К такому выводу пришли экономисты ВШЭ, проанализировав цифровые формы занятости на российском рынке труда.

В НИУ ВШЭ рассказали, как выглядит потрет типичного сотрудника на удаленке / © Faizur Rehman, unsplash.com

Исследование опубликовано в препринте серии «Проблемы рынка труда». Современные технологии изменили рынок труда, сделав дистанционную (удаленную) и платформенную занятость популярными формами работы. Россия не осталась в стороне: удаленная работа привлекает женщин с высшим образованием, живущих в крупных городах, а платформенная занятость больше характерна для мужчин, работающих в транспортной сфере или в розничной торговле.  

Платформенная занятость — это работа через онлайн-платформы, где специалисты находят клиентов, общаются с ними и предоставляют услуги или продают товары. Так работают таксисты, курьеры, психологи, репетиторы, копирайтеры и дизайнеры.

Дистанционная занятость — это работа, которая выполняется вне офиса или других рабочих помещений, предоставленных работодателем. Она может быть организована с использованием цифровых технологий или без них.

Заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников и старший преподаватель департамента прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Дарья Зинченко провели исследование, посвященное особенностям цифровых форм занятости на российском рынке труда. Исследование охватывает период с 2020 по 2023 год.  

Ученые выяснили, что в России в удаленном формате работают в основном женщины — примерно 60 процентов, соответственно, мужчин-удаленщиков — 40 процентов. По мнению, исследователей, это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, среди работников, занятых умственным трудом (белых воротничков), традиционно больше женщин, тогда как физический труд (синие воротнички), которым чаще заняты мужчины, требует личного присутствия, что делает дистанционную занятость практически невозможной. Во-вторых, удаленная работа позволяет уделять больше времени и внимания семейным обязанностям, которые традиционно ложатся на женщин. 

Среди удаленщиков в России преобладают сотрудники 30–39 лет (36,5 процента), они живут в городах и имеют высшее образование. Чаще всего дистанционная занятость используется в сфере информационных технологий, где онлайн трудится каждый восьмой. Затем идут научно-техническая деятельность — семь процентов, финансы и операции с недвижимым имуществом — четыре процента. Еще реже эта форма занятости встречается в административной деятельности — около 2,5 процента. Аутсайдером в этом списке является сельское хозяйство: в этой отрасли сотрудников-удаленщиков практически нет.

В платформенной занятости, как и в дистанционной, самая многочисленная группа — работники от 30 до 39 лет. Большинство россиян, которые работают в режиме платформенной занятости, как и удаленщики, живут в крупных городах (82 процента); почти 40 процентов имеют высшее образование. Но, в отличие от удаленки, в платформенной занятости широко представлены рабочие профессии с различными требованиями к квалификации, поэтому она сильнее смещена в сторону мужской аудитории (58 процентов). Если говорить об отраслях, чаще всего платформенная занятость используется в сфере транспорта и торговли (около 20 процентов), строительстве (около 10 процентов) и обрабатывающей промышленности (чуть более семи). В таких секторах, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, электроэнергетика и водоснабжение, платформенная занятость почти не используется.

«Сегодня значительная часть российских работников накопила реальный опыт работы в этих нестандартных режимах и способна быстро и безболезненно на них переключаться», — отмечает Дарья Зинченко, один из авторов исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

16 сентября, 13:58
Василий Парфенов

Граница между меловым и палеогеновым периодами в геологической летописи выделяется не только повышенным содержанием иридия по сравнению с окружающими пластами. Породы над ней разительно отличаются от пород под ней: в них больше органики, а структура слоев характерна для совершенно иного гидрологического режима. Это обычно объясняют глобальными изменениями климата после падения Чиксулубского метеорита. В новой научной работе американские геологи с палеонтологами предложили еще один фактор, который был очевиден, но редко учитывался, — отсутствие крупных травоядных животных.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно