• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.11.2019
Ростех
2
10 999

Спасительное надувательство: история создания российской подушки безопасности

Подмосковный Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения Госкорпорации Ростех можно назвать первопроходцем в создании отечественной автомобильной подушки безопасности. 25 лет назад институт зарегистрировал первый российский патент на разработку. Об истории изобретения рассказали эксперты предприятия.

Действие подушки безопасности / ©giphy.com / Автор: Ирина Мельникова

От Хетрика до Брида

История создания подушки безопасности насчитывает не одно десятилетие. О чем-то подобном конструкторы начали думать еще до Второй мировой войны. Правда, это были лишь поверхностные разработки, так и не воплощенные в жизнь. А потом по известным причинам стало и вовсе не до этого.

В итоге первая подушка безопасности появилась позже. Авторами изобретения стали два инженера, которые работали независимо друг от друга. 18 августа 1953 года патент на систему, способную защитить человека от удара о твердые предметы салона автомобиля во время аварии, был выдан американцу Джону Хетрику, а 12 ноября этого же года другой патент получил немец Вальтер Линдерер.

Но дальше чертежей и опытных разработок ни у того, ни у другого конструктора дело не пошло. Обе подушки безопасности, представлявшие собой мешки из плотной материи, наполнялась сжатым воздухом через клапаны по команде электроники. Причем наполнялись они слишком медленно – это значительно увеличивало вероятность получения человеком травмы. Устройства сочли неэффективными, но работы в этом направлении продолжались.

В 1963 году японский изобретатель Ясузобуро Кобори создал конструкцию, которая практически мгновенно надувала воздушный мешок. Для этого использовался пиропатрон, выделяющий при срабатывании мощный поток газов. Конструкция получилась простой и эффективной, доказав тем самым право на существование. Именно она используется в современных подушках.

Спустя четыре года после изобретения японца американец Аллен Брид создал основной компонент для срабатывания воздушных мешков – шариковый сенсор. При столкновении шарик по инерции перемещался, замыкал электрические контакты, и подушка «выстреливала». В начале 1970-х годов с конвейеров заводов Ford стали сходить первые автомобили, оснащенные подушками безопасности (правда, это были лишь экспериментальные образцы). При столкновении в специальном баллончике происходила химическая реакция, и нейлоновый мешок мгновенно наполнялся газом, который затем постепенно стравливался через небольшие отверстия.

Первым, установившим на автомобили подушки безопасности, была компания Ford, а вот первой серийной машиной с таким устройством стала модель Oldsmobile Toronado 1973 года / ©www.zr.ru

В США подушки безопасности воспринимались как альтернатива ремням, в связи с чем увеличивалось число случаев, когда срабатывание подушки становилось причиной гибели человека. В основном это происходило из-за сильного удара от срабатывания подушки, когда при езде с не пристегнутым ремнем тело водителя или пассажира успевало податься вперед. Поэтому более поздние подушки стали раскрываться с меньшей энергией.

В 1980 году «воздушный мешок» пришел в Европу – Mercedes-Benz оснастили революционной по тем временам подушкой безопасности модель S-класса. В чем была революционность? В том, что при аварии сначала затягивались ремни безопасности и только после этого развертывалась подушка, которая в итоге позиционировалась не как альтернатива ремням, а как способ дополнительной защиты водителя и пассажиров.

В поисках перспективного проекта

В Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения работы по созданию подушки безопасности велись под руководством Юрия Филиппова с начала 1980-х годов и подтверждены авторскими свидетельствами. Сначала речь шла о защитных надувных экранах для сидящих сзади пассажиров правительственных автомобилей. Зарегистрированное в 1984 году в Государственном реестре изобретений Союза ССР изобретение называлось «Гибкая оградительная оболочка для пользователей пассажирским транспортом».

Один из первых патентов на подушку безопасности в СССР / ©Пресс-служба Ростеха

«Задача обезопасить высокопоставленных пассажиров при авариях поступила в институт из Гаража особого назначения в конце 1980 года, после того, как в автокатастрофе погиб кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Машеров, – вспоминает эксперт Ростеха, начальник лаборатории Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) Сергей Матвейкин. – Работы мы вели совместно с научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом».

Оболочка (по сути – экран) включала в себя две пневмокамеры, одна из которых, камера высокого давления, была секционной и связывалась с источником сжатого газа, а другая, камера низкого давления, сообщалась с атмосферой через клапаны одностороннего действия и располагалась в зоне головы. При поступлении в случае аварии электрического сигнала на вспомогательное устройство газогенератора образовывался газ, который сначала поступал в нижнюю часть камеры высокого давления, с которой взаимодействовали колени пассажира.

Далее газ поступал в верхнюю часть камеры высокого давления. Заполняясь газом, камера высокого давления распрямлялась в горизонтальном и вертикальном положениях и, образуя каркас, натягивала перед пассажиром полотнище. При этом воздух из салона автомобиля поступал в камеру низкого давления.

«Общий надуваемый объем составлял 120-150 литров, – продолжает эксперт Ростеха. – Дошли до экспериментальных образцов. Но в итоге дальнейшую работу над проектом посчитали нецелесообразной. При срабатывании экрана раздавался сильный шум, сам же заполненный газом экран получался достаточно громоздким. А тут прошла информация, что за границей разрабатываются компактные подушки безопасности».

И после серии испытаний экранов мы переключили свое внимание на эти, как оказалось, более перспективные изделия. Для начала решили создать подушку для рулевого колеса. Занимались непосредственно ее конструкцией и разработкой газогенератора. Соответствующий пиротехнический состав для газогенератора готовили в Загорском (ныне – Сергиев Посад) научно-исследовательском институте прикладной химии, а прорезиненную ткань для подушки поставлял Уфимский завод резинотехнических изделий».

Точку поставила перестройка

Подушка безопасности способна выполнить свои функции только в том случае, если во время удержания пользователя она по жесткости не напоминает футбольный мяч, а при ударе автомобиля плавно затормаживает водителя или пассажира, поглощая их энергию движения. Такое действие осуществляется за счет выпуска воздушно-газовой смеси из подушки через специальные клапаны.

К тому времени – начало-середина 1990-х годов – в ряде западных образцов использовались закрывающие отверстия клапаны, которые при повышении давления в подушке за счет воздействия на нее пассажира или избытка газа отрывались, выпуская газ в атмосферу. Получается, что газ из подушки выходил даже тогда, когда на нее не воздействовал пользователь, что могло привести к серьезной травме при повторных ударах.

Не исключался и такой вариант: если авария не произошла, а подушка по какой-либо причине сработала, и клапаны не оторвались, то раскрывшаяся подушка ограничивала водителю обзор дороги, что могло привести к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

Конструкторы ЦНИИТОЧМАШ в качестве прототипа для изобретения выбрали техническое решение, в котором стравливающие отверстия в подушке закрывались закрепленными на полотнище тонкими резиновыми пластинками с отверстиями. При повышении давления в подушке пластинки растягивались, отверстия в них увеличивались, и газ выходил из подушки. Но конструкция не позволяла удерживать газ в подушке при отсутствии воздействия со стороны пассажира. Кроме того, отверстия в пластинах не обладали способностью регулировать выход газа в зависимости от величины давления в подушке.

Для улучшения конструкции были использованы, перекрывающие отверстия, тонкие прямоугольные резиновые пластины, закрепленные на полотнище короткими сторонами. Половина пластин была шире диаметра отверстий, а другая половина – уже.

На рисунке 1 изображено устройство клапанов на подушке в развернутом состоянии; на рисунке 2 – клапан в закрытом положении, перекрывающий отверстие (вид сбоку) / ©Пресс-служба Ростеха


На рисунке 4 – клапан в закрытом положении, не перекрывающий отверстие; на рисунке 5 – клапан при выпуске воздушно-газовой смеси из подушки при воздействии на нее пользователя / ©Пресс-служба Ростеха

 При повышении давления в подушке после срабатывания за счет воздействия на нее пользователя все клапаны выворачивались и позволяли газовой смеси выходить с различной интенсивностью в зависимости от массы пользователя, производительности газогенератора и так далее. Как только давление газа в подушке снижалось до заданного значения, некоторые клапаны вновь закрывались. То есть подушка была способна защитить пассажира при повторных ударах. При случайном разворачивании подушки газовая смесь в течение определенного времени выходила через клапаны, перекрытые пластинами не полностью, и подушка сдувалась, не препятствуя обзору водителя.

Подушка безопасности времен СССР / ©Пресс-служба Ростеха

Заключив договор с Волжским автозаводом, институт провел несколько сотен испытаний разрабатываемого образца – причем не только на жигулях (ВАЗ-2109, «Нива»), но и на волгах и ГАЗах. В результате подушка безопасности практически дошла до этапа постановки на производство. В «боевое» состояние она приводилась за доли секунды. При столкновении автомобиля с препятствием сигнал от электронных датчиков подавался на электронный блок, дававший команду на срабатывание пиротехнического генератора, также разработанного в ЦНИИТОЧМАШ.

Генератор, в свою очередь, наполнял подушку газом, который благодаря специальному фильтру из металлокерамики был намного чище зарубежных аналогов. Причем газ наполнял не всю подушку, а несколько ее сегментов, в остальные же подсасывался воздух из салона. Проще говоря, подушка была двухконтурная. Кроме подушки безопасности в институте были разработаны и испытаны устройства аварийного натяжения ремней безопасности. Команду на срабатывание натяжителя ремня давал все тот же электронный блок.

Тестирование подушек безопасности переднего сиденья / ©autoleek.ru
Тестирование подушек безопасности заднего сиденья / ©autoleek.ru

Оснастить отечественный автопром созданными в ЦНИИТОЧМАШ подушками безопасности помешала перестройка. Министерство оборонной промышленности СССР из-за ухудшения в стране экономической ситуации перестало финансировать проект. АвтоВАЗ же поначалу проявил заинтересованность в продолжении сотрудничества с ЦНИИТОЧМАШ, но дальше слов дело не пошло – Волжский автогигант сделал ставку на зарубежных производителей элементов пассивной безопасности автомобилей. «Но мы не ставим крест на данном направлении, – отмечает Сергей Матвейкин. – У Ростеха сегодня есть все нужные компетенции и специалисты в этой сфере. Мы готовы оперативно развернуть производство российских подушек безопасности». 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Ростех — российская государственная корпорация, созданная в конце 2007 года для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её составе более 700 организаций, из которых сформировано 14 холдинговых компаний. 11 из них — в оборонно-промышленном комплексе, 3 — в гражданских отраслях промышленности, а также более 80 организаций прямого управления.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 12:07
Игорь Байдов

Многие членистоногие — прекрасные прыгуны. Прыжки для них не только способ передвижения, но и бегство от хищника. С помощью цифровых высокоскоростных камер эволюционный биолог и биоинженер из США изучили поведение ногохвосток и выяснили, что они вращаются быстрее, чем любое другое животное на земле. Полученные знания пригодятся в робототехнике.

Позавчера, 14:03
Татьяна

Эпизоды глобального дефицита кислорода в океанах случались в мезозое нередко. Согласно общепринятой гипотезе, дело в усиленном выветривании горных пород. В новой работе ученые показали, что разрушение суши и движение океанского дна во время распада Гондваны действительно могли запустить цепочку событий, приведших к массовому вымиранию морской биоты.

Позавчера, 12:45
Полина Меньшова

Собаки способны реагировать непосредственно на звучание слова, а не на внешний вид предмета, который оно обозначает, или жесты хозяина. Это выяснила международная команда ученых с помощью дрессировочных кнопок с записью человеческого голоса.

28 августа
НИУ ВШЭ

Команда исследователей с участием физиков из НИУ ВШЭ повторила эксперимент 1969 года, связанный с изучением сверхпроводимости и ее свойств. Это первая удачная попытка за 55 лет. Ученые включали сверхпроводимость — специально ухудшали границы между слоями сверхпроводника и ферромагнетиков в системе — и получили лучшие характеристики спиновых клапанов по сравнению с классическим вариантом, где контакты между слоями идеальны. Такой подход может помочь при создании более эффективных устройств для хранения данных и вычислений.

28 августа
Татьяна

Морской лед регулирует теплообмен между атмосферой и океаном в полярных регионах. Ключевую роль играет теплопроводность льда — это важный параметр в климатических моделях. Однако его сложно вычислить из-за особенной микроструктуры льда, его чувствительности к температуре, солености. В новой работе ученые применили ряд математических методов для расчета теплопроводности. В перспективе это поможет улучшить климатические модели и найдет применение в других областях.

Позавчера, 12:45
Полина Меньшова

Собаки способны реагировать непосредственно на звучание слова, а не на внешний вид предмета, который оно обозначает, или жесты хозяина. Это выяснила международная команда ученых с помощью дрессировочных кнопок с записью человеческого голоса.

15 августа
Росатом

Предприятия Научного дивизиона госкорпорации «Росатом» и группа строительных компаний «Реформа» заключили договор о сотрудничестве и впервые применили для демонтажа высотных металлических конструкций — кранов-перегружателей — мобильный лазерный комплекс. МЛК, разработанный в стенах одного из институтов «Росатома», не имеет аналогов в стране.

16 августа
Юлия Трепалина

Инсектицидные спреи и аэрозоли, с помощью которых обычно пытаются бороться с тараканами в доме, в большинстве случаев неэффективны и почти полностью бесполезны. Такой неутешительный вывод сделали американские исследователи по итогам лабораторных испытаний, в которых протестировали средства на основе пиретроидов — одной из самых распространенных групп инсектицидов.

2 августа
Юлия Трепалина

Выглядеть хорошо на фото в выпускном альбоме оказывается важно не только потому, что по красивым снимкам позже будет приятнее вспоминать ушедшую юность. Американские ученые недавно выяснили, что наименее привлекательные люди в школьных фотоальбомах прожили меньше своих более симпатичных сверстников.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария
Denis Romankov
10.11.2023
-
0
+
. «Но мы не ставим крест на данном направлении, – отмечает Сергей Матвейкин. – У Ростеха сегодня есть все нужные компетенции и специалисты в этой сфере. Мы готовы оперативно развернуть производство российских подушек безопасности». Вот сейчас самое время начать производить подушки безопасности
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно