21.02.2022
СФУ
2 281

4.8

Ученые Института торговли и сферы услуг СФУ совместно с коллегами из Балтийского государственного технического университета «Военмех» и Института общей и неорганической химии имени Н. С. Курнакова РАН изучили влияние защитных пленок оксида индия-олова, блокирующих ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, на сроки хранения в стеклянной таре пищевых продуктов, содержащих жиры. Пленки наносятся на поверхность стеклянных контейнеров, емкостей и бутылок и способствуют бережному и долговременному сохранению всех органолептических свойств жиросодержащих продуктов, надежно препятствуя их окислению.

Российские ученые разработали емкость, которая убережет растительное масло от порчи / ©Getty images

Из-за особенностей химического состава пищевые жиры легко подвергаются неблагоприятным изменениям под действием солнечного света и других типов излучения, что снижает их качество и биологическое значение. Для решения этой проблемы авторы предложили использовать прозрачные защитные пленки оксида индия-олова (ITO), которые блокируют ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а также электромагнитные поля. Кроме того, ученые описали метод нанесения оксидных пленок на масштабные и сложные поверхности.

«Продукты, содержащие жиры, в особенности, различные масла, быстро теряют свои полезные качества, а иногда консистенцию и товарный вид под воздействием внешних факторов – температуры, света, контакта с воздухом. При этом не всегда потерю качества можно определить по органолептическим показателям. Поэтому сохранение всех свойств и увеличение сроков хранения таких продуктов – актуальная тема в пищевой промышленности на сегодняшний день.

Исследования нашей научной группы посвящены возможности увеличить сроки хранения растительных масел с помощью стеклянной тары с нанопокрытием», – рассказала соавтор исследования, доцент кафедры технологии и организации общественного питания СФУ Светлана Марченкова.

Емкость для хранения растительного масла / ©Пресс-служба СФУ

Ранее эксперты университета уже публиковали предварительные результаты этого исследования, однако именно проведенные в 2021 году эксперименты со свежим льняным маслом позволили ученым сделать наиболее интересные и полезные выводы. Например, исследователи выяснили, что один из показателей, указывающих на окислительную порчу, в льняном масле, хранящемся в стеклянной емкости из «модифицированного» оксидами индия-олова стекла, не поменялся вообще, даже после многочасового жесткого ультрафиолетового излучения.

«Это очень интересный момент, с нашей точки зрения, он указывает на отличный потенциал предлагаемой защиты жиров и жиросодержащих продуктов. В настоящее время исследования продолжаются, и подобная тара нигде в мире пока не изготавливается. Возможно, путем привлечения грантовых средств удастся добиться прогресса в практической стороне работы», – отметила заведующая кафедрой товароведения и экспертизы товаров Ирина Кротова.