5 августа
МИФИ

Ученые во всем мире, разрабатывающие сегодня препараты для лечения онкологии, в первую очередь стремятся найти эффективные способы борьбы с болезнью за счет адресного воздействия на рак, создать лекарство, убивающее клетки больные и не затрагивающее клетки здоровые. Но не менее важна и разработка средств доставки такого лекарства к «полю битвы». Одно из них — полимерные капсулы. Российские ученые впервые в мире разработали протокол, позволяющий готовить оптимальные капсулы, причем под разные лекарства.

Российские ученые первыми разработали универсальную методику по созданию идеальной капсулы для адресной доставки противораковых лекарств / ©Getty images

Сотрудники Лаборатории нано-биоинженерии Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ совместно с коллегами из Сеченовского университета и Реймсского университета (Франция) провели систематические исследования специфических функций капсул, влияющих на их взаимодействие с компонентами биологических жидкостей человека, биораспределение в его организме и эффективность точечной доставки.

«Как это ни странно, мы были первыми, кто поставил вопрос о том, как физико-химические свойства капсул влияют на их способность доставлять лекарства, — рассказывает профессор Игорь Нагиев. — Что бы вы ни добавили в капсулу, это в любом случае придет в опухоль по той простой причине, что раковые клетки — это фагоциты, «пожиратели», они едят все, что к ним попадает. Весь вопрос в распределении и в том, чтобы лекарство попало туда быстро и в больших количествах, чтобы оно как можно меньше времени проводило в здоровых тканях и не вредило им (так как лекарства эти токсичны), а попав к больным — действовало бы наиболее эффективно».

Сама капсула — это лишь платформа, транспортное средство, своеобразный ракетоноситель. Но ее структура имеет непосредственное отношение к тому, что будет происходить после действия лекарства. Поэтому необходимо так подбирать составные части полимеров для приготовления капсул, чтобы были биоразрушаемыми и выводимыми, то есть они в дальнейшем разлагались бы в организме человека безвредно и не оставляли следа. Поиск такой методики приготовления полимерных капсул занял около года: подбор оптимального соотношения различных физико-химических параметров — это сложная аналитическая работа.

Главные выявленные факторы, влияющие на работу капсулы — это ее физико-химические свойства: заряд, размер, гомогенность. Выбор заряда — принципиальный вопрос. Если поверхностный заряд будет, например, экстремально положительным или отрицательным, то в действии капсулы будет очень много неспецифического, она свяжется не с теми клетками, с которыми надо. Поэтому заряд надо выбирать точно, имея четкую комбинацию полимеров.

Оптимальный размер капсулы — порядка одного микрона. Как оказалось, если ее сделать меньше, то лекарство, выйдя из оболочки, будет проникать не только в пораженные клетки, но в здоровые. Гомогенность (распределение по размерам) — все капсулы должны быть примерно одно размера, без большого разброса. Как этого добиться? За счет подбора, например, ионной силы — солевого состава среды, в которой готовится капсула.