5 августа
Анна Новиковская
6 758

Межвидовое скрещивание дорого обходится африканским павианам

3.5

Много тысяч лет два вида павианов — желтый и павиан анубис — скрещиваются друг с другом на юге Кении, и большая часть местных животных уже несет в себе ДНК другого вида. Теперь ученые выяснили, что гибридизация, несмотря на отсутствие внешних признаков, дорого обходится обоим видам, а негативные последствия могут проявиться спустя сотни поколений.

Долгое время ученые считали, что гибридизация даже идет павианам во благо: такие животные раньше взрослеют и пользуются большим успехом у противоположного пола / © twitter.com

С 1971 года ученые ведут наблюдения за двумя видами павианов — желтым павианом (Papio cynocephalus) и павианом анубисом (Papio anubis) — на юге Кении, где их ареалы пересекаются. Хотя они разошлись почти полтора миллиона лет назад, эти виды все еще могут скрещиваться друг с другом и давать плодовитое потомство.

За 50 лет исследований ученые не заметили, чтобы гибриды как-то страдали от «смешанного» происхождения. Напротив, те желтые павианы, которым досталось больше ДНК павиана анубиса, были в среднем успешнее при размножении.

Однако новые данные показывают, что внешность может быть обманчива: на самом деле, гибридизация не несет ничего хорошего для обоих видов. Чтобы понять это, авторы новой работы проанализировали геномы около 440 желтых павианов (всего — примерно девять поколений животных) в поисках фрагментов ДНК, которые могли быть унаследованы от павианов анубисов.

Оказалось, все желтые павианы на юге Кении несут в себе ДНК анубисов, в среднем составляющую порядка 37 процентов их генома. Некоторые животные получили чужую ДНК от скрещивания, случившегося относительно недавно, однако у половины животных предок-анубис жил много тысяч поколений назад.

Если бы скрещивание с анубисами сулило только благо, межвидовые спаривания происходили бы по сей день, а доля ДНК чужого вида в геноме желтых павианов была бы еще больше. Судя по полученным данным, в долгосрочной перспективе смешение видов влияет на выживаемость потомства и в ряду поколений желтых павианов гены анубиса «выбрасываются» естественным отбором.

Два вида павианов на юге Кении могут скрещиваться друг с другом, но не получат от этого долгосрочной выгоды / © phys.org

Особенно любопытно, что эти выводы могут в определенной степени отражать и эволюционную историю людей, ведь наши предки тоже скрещивались с близкими родственниками. От двух до пяти процентов нашей ДНК унаследовано от неандертальцев и денисовцев, древних гоминид, с которыми наши предки встречались и спаривались, когда мигрировали из Африки в Европу и Азию.

По-видимому, межвидовое скрещивание может сулить как преимущества, так и трудности для будущего потомства. Теперь ученым предстоит выяснить, что именно влияет на способности гибридных павианов к выживанию и размножению.