Российские ученые использовали отходы горной промышленности для синтеза вещества, удерживающего радиоактивные изотопы — Naked Science
Кольский научный центр РАН КНЦ РАН

Группа ученых из Кольского научного центра, научного центра Коми, Самарского государственного технического университета и Сыктывкарского государственного университета исследовала сорбционные свойства титаносиликата, полученного из природного сырья.

Российские ученые использовали отходы горной промышленности для синтеза вещества, удерживающего радиоактивные изотопы / ©Пресс-служба КНЦ

Статья об этом опубликована в престижном журнале Microporous and Mesoporous Materials. Мирное использование атомной энергии сопровождается образованием значительного количества радиоактивных отходов. В частности, в них содержатся трансурановые элементы и продукты их деления с большим периодом полураспада (изотопы цезия, стронция, бария, радия), что превращает их переработку и утилизацию в сложные и опасные процессы.

На сегодняшний день для извлечения радионуклидов из отходов предложены такие методы: химическое или электрохимическое осаждение, анионный и катионный обмен и вакуумное испарение. Наиболее перспективный метод — помещение радиоизотопов прямиком в кристаллическую решетку твердых веществ с их последующим преобразованием в минералоподобную керамику «синрок»-типа (Synroc от synthetic rock). Подобные керамики способны хранить значительное количество радионуклидов на протяжении сотен и даже тысяч лет. Такая технология является самой долговечной и безопасной.

Один из наиболее перспективных сорбентов на сегодняшний день — IONSIV-911 – синтетический аналог открытого в Хибинском массиве минерала ситинакита с химической формулой KNa2[Ti4O5(OH)(SiO4)2]4H2O. Кристаллическая структура ситинакита состоит из параллельных цепочек кластеров TiO6-октаэдров, объединенных в каркас одиночными тетраэдрами SiO4. Каркас структуры образует систему широких каналов, которые заполнены катионами натрия и калия и молекулами воды. Данные катионы легко обмениваются в кислых и щелочных водных растворах на радионуклиды Sr, Ba и Cs.