Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Пыль на марсианских спутниках опасна для посадочных модулей
Группа российских физиков показала, что в приповерхностном слое на освещенной стороне Деймоса — второго по величине спутника Марса — происходит формирование пылевой плазмы, опасной для будущих миссий.
Заряженная пыль на марсианских спутниках несет угрозу работе посадочных модулей будущих миссий к этим объектам. Ученые определили характеристики пылевых частиц и электрических полей, в которых формируется пылевая плазма, и обнаружили, что из-за малой гравитации над поверхностью Деймоса поднимаются существенно более крупные пылевые частицы, чем над поверхностью Луны. Работа опубликована в журнале Plasma Physics Reports.
В последние годы происходит активное исследование Марса и его спутников космическими аппаратами. Уже 15 лет работает орбитальный аппарат миссии Mars Express, орбита которого позволяет проводить регулярные наблюдения спутника Красной планеты — Фобоса. В этом году на рабочую орбиту вокруг Марса вышел аппарат Trace Gas Orbiter миссии ExoMars. Поверхность планеты бороздят марсоходы NASA Opportunity и Curiosity.
Спутники Марса — Фобос и Деймос — также вызывают интерес в том числе тем, что обладают слабым гравитационным полем, в тысячи раз меньшим, чем земное, а значит, являются отличными объектами для пилотируемых полетов. Посадка космического аппарата на такой объект скорее напоминает стыковку с другим аппаратом, чем приземление на планету. И последующий взлет не потребует большого количества топлива и мощных двигателей. Поэтому в середине следующего десятилетия планируется запуск к Фобосу миссии «Фобос-Грунт 2» с посадочным модулем, который должен доставить на Землю образцы поверхностного грунта спутника Марса.
Поверхность марсианских спутников покрыта пылью, которая состоит из крупинок реголита, образовавшегося в результате микрометеороидной бомбардировки. Слабая гравитация усиливает роль пыли на Деймосе, поскольку даже небольшое возмущение, связанное с посадкой исследовательского аппарата, может привести к формированию массивного пылевого облака над поверхностью. Деймос фактически не имеет атмосферы, поэтому его поверхность заряжается под действием электромагнитного излучения Солнца и плазмы солнечного ветра, чего по большому счету не происходит с космическими объектами, покрытыми атмосферой, как Земля. При взаимодействии с солнечным излучением, вследствие фотоэффекта, поверхностью и пылевыми частицами испускаются электроны. В результате грунт и отдельные пылевые частицы положительно заряжаются и начинают электростатически отталкиваться — пыль поднимается над поверхностью.
«Когда мы рассматриваем Фобос и Деймос, можно учитывать только электростатическое взаимодействие пыли с поверхностью. Такое приближение, по нашим расчетам, должно хорошо работать для этих объектов. По аналогии с Луной — в случае с Деймосом можно ожидать, что основная часть пылевых частиц содержится именно в приповерхностном слое. Образование пылевой плазмы здесь связано с зарядкой пылевых частиц, их взаимодействием с заряженной поверхностью Деймоса, последующим подъемом и движением заряженной пыли», — говорит соавтор работы, доктор физико-математических наук, профессор кафедры общей физики МФТИ, заведующий лабораторией плазменно-пылевых процессов в космических объектах ИКИ РАН Сергей Попель.
Вторая космическая скорость для Фобоса и Деймоса — то есть минимальная скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы оно покинуло орбиту этих спутников — очень небольшая: для Фобоса — 10 м/с, для Деймоса — 6 м/с. Поэтому часть поднявшихся высоко над поверхностью пылевых частиц улетает от этих объектов в космическое пространство. Эта пыль может создавать так называемое пылевое гало между Фобосом, Деймосом и Марсом.
«На Луне слой реголитовой пыли на поверхности составляет около четырех сантиметров. Чаще всего встречаются частички пыли размером 50-70 микрон. В связи с тем, что гравитация на Луне достаточно большая по сравнению с Фобосом и Деймосом, из-за электростатического взаимодействия могут подниматься над поверхностью в основном частички до 100 нанометров в размере. Поэтому их тяжело обнаружить, но вред здоровью они могут причинить очень большой, вызвав у космонавта заболевания верхних дыхательных путей типа силикоза», — продолжает Сергей Попель.
Рабочие, которые заняты в строительной промышленности, вдыхают силикатную пыль. Попадая в легкие, эти наночастицы провоцируют возникновение злокачественных образований — силикоза. То же самое может случиться с космонавтом на Луне: при прогулке по поверхности, где из-за слабой атмосферы адгезия очень большая (адгезия — способность частиц прилипать к чему-либо), на скафандр налипает мелкая пыль. А в космическом модуле, где поддерживается нормальное давление, адгезия гораздо меньше — пыль отлипнет от скафандра и попадет в воздух. И космонавты будут эту наноразмерную пыль вдыхать.
На Фобосе и Деймосе, где гравитация гораздо меньше лунной, взлетают и более крупные пылевые частицы — порядка микрона или нескольких микрон. Для таких частиц адгезия гораздо слабее. При этом эффекты, связанные с пылью, будут все еще существенны для космических аппаратов: аппарат совершил посадку — поднялось облако пыли, которая опустится на солнечные батареи. В результате аппарат окажется без энергии.
Получается, определение распределения пылевых частиц в приповерхностном слое по размерам и по высотам над поверхностью будет полезно для будущих миссий, предполагающих спуск аппаратов на поверхность этих спутников. На высотах, много больших характерного линейного размера Деймоса (15 километров), пылевые частицы уже рассматривались учеными ранее. Однако о параметрах пыли в приповерхностном слое, то есть на высотах меньше 15 километров, практически нет данных.
«В своей работе мы описали свойства пылевой плазмы в приповерхностном слое над освещенной частью Деймоса, вычислили электрические поля, а также параметры фотоэлектронов и пыли над поверхностью Деймоса. Мы исследовали, как влияют на взаимодействие пыли с заряженной поверхностью солнечное излучение и фотоэффект, и определили распределение пылевых частиц на поверхности Деймоса», — заключает Сергей Попель.
В работе принимали участие ученые из Института космических исследований РАН, МФТИ и НИУ ВШЭ. Работа была поддержана Президиумом РАН и Российским фондом фундаментальных исследований.
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.
На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.
Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии